Анастасия Чумак выбрала себе необычную для девушки профессию — вот уже почти пять лет она контролирует вместе со своими коллегами всё воздушное пространство над большой Тюменской областью. Она работает диспетчером в региональном центре организации воздушного движения, который расположен в Тюмени.
Ниже Анастасия рассказала о выборе профессии, как устроена ее работа и сколько платят авиадиспетчерам.
Москва или небо?
— Большинство диспетчеров в профессии, парни и девушки, — это родственники тех, кто уже в авиации, — начинает рассказ Анастасия. — Большинство узнает о том, что можно работать диспетчером, от близких. Это профильное образование, в России всего несколько высших учебных заведений, которые обучают пилотов и диспетчеров.
Впервые Анастасия оказалась на аэродроме вместе с папой — он пилот. Они вместе пришли на вышку, посмотрели, как всё там устроено. Но тогда девушка ничего не поняла, и особой мечты работать в авиации у нее не появилось.
Отучившись в Уфе и успешно сдав все экзамены, перед Анастасией встал выбор, куда поступать. Она подала документы в Ульяновск, где обучают на пилотов и диспетчеров, и в МГУ — на физико-математический факультет. О том, что она попала в Москву, ей сообщили всего через час после того, как девушка уже отнесла всё необходимое в Ульяновский вуз.
— Я, конечно, расстроилась, что проходила в Москву, так как МГУ звучало более престижно, но решила остаться в Ульяновске. Мне было понятно, кем я стану после обучения. Конечно, большую роль сыграл фактор преемственности в авиации. Мне захотелось быть причастной к авиации, как и мой отец, — рассказывает тюменка.
Дальше началось обучение на диспетчера. Сначала — немного скучно, потому что были достаточно общие предметы. Позже стало интереснее. Самое запоминающееся — обучение на тренажере, который имитирует работу диспетчера. То есть отработка всех навыков в реальной жизни. И так — по несколько раз в неделю.
— Вариантов времяпровождения в Ульяновске, когда я училась, было немного. В основном, гуляли по красивой набережной, спускались к Волге, посещали несколько парков. С одногруппниками любили поиграть в настольные игры, просто собирались с ребятами. Как правило, никто не заводил компанию извне, жили своей общиной. У нас было на территории всё необходимое — общежития, столовые, учебные корпусы, — вспоминает Анастасия.
Во время обучения надо было определяться, куда идти работать. Соседка по комнате будущего диспетчера была из Тюмени. Девушка решила присмотреться к нашему городу и увидела здесь возможность поработать. В тюменском центре Анастасия прошла стажировку, и работодатель пригласил ее к себе.
— Диспетчеры занимаются разной работой в зависимости от пункта. Есть те, кто работает на аэродроме и контролирует заход на посадку, саму посадку, взлет, руление и так далее. Я же хотела попасть именно в районный центр — диспетчеры контролируют самолеты на эшелонах, если проще — то это транзитные полеты. В Москве не было вакансий, в Петербурге, в основном, набирали местных, в Екатеринбурге — набор диспетчеров был по целевым местам. В Тюмени на стажировке я случайно попала на подготовку нового центра. Там помогала настраивать тренажеры, проверять системы. После стажировки со мной провели собеседование и ждали, когда я окончу вуз, — говорит Анастасия.
Тонкости работы диспетчером
В чем состоит работа диспетчера? Он должен контролировать, чтобы в небе всё было безопасно для пролетающих самолетов и вертолетов. Зона ответственности делится на сектора, за которые отвечает конкретный диспетчер. Все вместе они образуют некий пазл, собирающийся в единое воздушное пространство.
— Мы обеспечиваем безопасность с помощью различных средств и методов. Если видим, что воздушные суда конфликтуют, есть риск столкновения, то решаем, каким методом лучше их развести и предотвратить. Это может быть смена эшелона (высоты. — Прим. ред.), изменение траектории полета или корректировка скорости. После чего выдаем команду экипажу. Также мы обеспечиваем экипажи всей необходимой информацией по метеоусловиям, по запасным аэродромам, если те им понадобятся, — рассказывает тюменка.
Если на борту самолета что-то происходит — например, разгерметизация, либо человеку становится плохо на борту, то диспетчер должен дать всю информацию экипажу о том, на какие аэродромы можно следовать, готовы ли его там принять, метеоусловия. Также скоординировать действия наземных служб. Такое нечасто, но случается. Окончательное решение о том, следовать ли, например, на запасной аэродром и на какой именно, принимает экипаж.
— Многие вещи просчитывает машина — это, конечно, полезно. Ее первые расчеты начинаются за полчаса до предполагаемого пересечения самолетов на одном и том же эшелоне. Это достаточно много — потому что может поменяться ветер, какой-то борт полетит быстрее. Автоматизация, конечно, это отлично. Она упрощает работу и позволяет диспетчеру управлять большим количеством бортов. Но в первую очередь это только помощь, человека система пока заменить не может, — говорит Анастасия.
За множеством показателей следит компьютер в автоматическом режиме. Его показания контролирует Анастасия, с учетом собственного опыта и знаний. Есть еще и старший диспетчер, который также следит за безопасностью полетов. Установлен дополнительный контроль и на самих самолетах — специальная система, которая уменьшает риск столкновения бортов в воздухе. Если она активируется, то диспетчер не дает никаких указаний, чтобы не дезинформировать экипажи.
В тюменском небе Анастасия отвечает за 4-й сектор. Он находится на уровне ниже Нижневартовска и Сургута. Есть у нее допуск и на сектора, которые находятся еще выше — вплоть до девятого.
— Как правило, самые популярные эшелоны — 320, 340, 360, 380. Все пилоты хотят летать на них. Эшелон — это некий коридор, по которому летит самолет. Цифра соответствует поделенной на сто высоте в футах. Эшелон 320 — это около 10 тысяч метров, — объясняет диспетчер.
Тяжело ли работать?
В тюменском небе летают не только самолеты с российскими экипажами, но и иностранцы. После начала СВО их количество снизилось, небо стало меньше загружено. Из иностранных компаний над Тюменской областью летают, в основном, борта из ОАЭ, Катара, Индии и Китая. Диспетчер и экипаж должны поддерживать связь на международном английском языке.
— И пилоты, и диспетчеры должны иметь определенный уровень владения языком, иначе никто их не допустит к работе, — рассказывает Анастасия.
Диспетчеры должны контролировать воздушное пространство 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Поэтому и график работы у них нестандартный.
— Мы можем работать утром, днем, вечером и ночью — в зависимости от того, как нам поставили смену. Плюсом у нас есть два выходных. Режима как такового нет — когда ты в графике, тогда и выходишь на работу. То есть смены попадают то на выходные, то на будни. Есть своя прелесть — в будни я могу попасть куда угодно, и там нет очередей, — говорит девушка.
Менять свою работу диспетчером Анастасия пока не планирует. В институте мелькала мысль, но только ненадолго.
— В Ульяновске я смотрела на небольшой самолет, который там стоял. Было так романтично увидеть его на поле. Но сейчас я понимаю, что это совершенно другой ритм жизни, который никак не сопоставить с семьей, если ты девушка, — говорит Анастасия.
Работать диспетчером охотнее берут мужчин. Причина банальна — девушки ходят в декрет, а на их место на условные три года нельзя взять никого. Потому что есть определенное количество мест, свое штатное расписание.
— Я немного не так представляла себе работу. Стажировка у меня четыре месяца, мне дали самый северный сектор, тогда еще там летали самолеты, сейчас уже мало. Местами мне было скучновато, сидишь, потенциал словно не реализовывается. Я просила южные районы, где движение интенсивнее. Коллеги мне говорили, чтобы я сидела, набиралась опыта, и считали, что потом я не захочу из этого сектора уходить. Меньше трафик, меньше вероятности, что что-то случится. Спустя время некоторый запал затухает, человек перестает гореть авиацией, — считает Анастасия.
Хотя платят диспетчерам «выше среднего». Оклад постоянно увеличивают, но его съедает инфляция.
— У нас запрещено оглашать точную сумму, зарплаты индексируются. Вроде и неплохая зарплата. Раньше диспетчеры свободно себя чувствовали, могли ходить по ресторанам, ездить за границу, покупать неплохие автомобили. Сейчас же уровень жизни снизился. Уже мало кто ездит в отпуск в далекие страны, машина в кредит, еще какие-то кредиты. Хотелось бы, конечно, чтобы зарплата была больше, — говорит девушка.
Но в авиации у нее сбылась маленькая мечта. Она вела борт, где пилотом был ее отец.
— Я хотела поговорить с папой в эфире, но я контролировала северные секторы, а у него полеты южнее. Спустя три года работы я получила южные секторы. И тут, совершенно случайно, папе ставят рейс в мою смену. Провела его самолет я. Потом позвонила ему днем, после работы, рассказала про это. Оказалось, он меня даже не узнал, — с улыбкой рассказывает Анастасия.
Ранее мы рассказывали, что две тюменки стали финалистками международного конкурса «Топ стюардесс». 19-летняя Мария Посадских работает в авиакомпании «Ямал», а 25-летняя Александра Пешева — в Utair. Обе девушки имеют модельную внешность и завораживающую улыбку. Давайте посмотрим их фото.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.