![](https://n1s1.hsmedia.ru/6c/31/de/6c31de56068dac72a1636583ba51cc0e/656x438_1:5713_f4d5cd0502b719801f55e95b9d386c02@1920x1280_0xRngMDzzP_8532696225565046945.jpg.webp)
«Посылка поступила в сортировочный центр» — с этой фразой встречался каждый, кто хотя бы однажды отслеживал бандероль по трек-номеру. А что происходит после? В логистических пунктах Почты России десятки сотрудников распределяют огромную массу отправлений так, чтобы они дошли до получателей по оптимальному маршруту — максимально быстрому и экономически выгодному. Есть такой пункт с тысячами посылок и в нашем городе. О том, как там всё устроено, 72.RU рассказала и показала начальник Тюменского магистрального сортировочного центра Любовь Пахатина.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c6/fd/24/c6fd2481f1f612482ed62b99176880f3/656x438_1:5713_1fc5432183708a53bacafaea833f6963@1920x1280_0x7SsbCXZb_6768379694230257971.jpg.webp)
Эхо пандемии и магистральные маршруты
Количество отправлений, которые обрабатывают сотрудники сортировочного центра, ежегодно растет. Поспособствовал этому бурный рост темпов онлайн-торговли в пандемию, когда многие сидели по домам на самоизоляции. Это приучило покупателей, то есть нас с вами, к тому, что свой заказ мы получаем буквально через несколько дней — с возможностью выбрать удобные дату и время. И вот как раз эти самые сроки напрямую зависят от грамотной логистики.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c8/3b/00/c83b0018d0e017bdd1c59060f0b9e6f1/656x438_1:5713_3e4630bd4d1e9fdeafaa8e035dd209ae@1920x1280_0xaXTcLM8n_9581708944918364881.jpg.webp)
— Тюменский магистрально-сортировочный центр — это обособленное структурное подразделение. Здесь осуществляем прием, обработку всех видов почтовых отправлений. Появился наш центр в 1981 году, до этого был ПЖДП — пункт железнодорожной почты, который располагался на перроне ж/д станции. Он до сих пор там есть, но мы им не пользуемся. Сейчас в сутки в среднем обрабатываем до 36 000 разных почтовых отправлений. В праздники их количество может увелиться до 50 000 и больше, — говорит Любовь Пахатина.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/33/56/93/335693cdc5af58d5b6022e846bd0e618/656x438_1:5713_9df5858548df624db93bc4076ede7bb0@1920x1280_0xZ41raRkr_1634697874491439244.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/97/70/49/9770498704d5d60f8b3df4268b72eba4/656x438_1:5713_bb21f09c5563928386f7be7c516651d3@1920x1280_0xsECbQoK5_3350399689109255885.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8a/b1/cc/8ab1ccf2e6fad37b9192e13e230408c8/656x438_1:5713_ac0825adf65ee0e5f8020e18145bcd3f@1920x1280_0xpQMAGX2T_8010848596248521014.jpg.webp)
Любовь признаётся: за те 15 лет, что работает в компании, в плане приемки почтовых отправлений кардинально поменялось всё (ну или почти всё). Например, если раньше тут использовали программу «Сортузел», то позже ее сменила другая — «Сортмастер». Это очень облегчило работу: сортировщикам теперь не нужно вручную перебирать каждую из посылок и внимательно, без права на ошибку, вносить данные о них в базу, читать данные на каждой из бандеролей без права на ошибку. Поэтому очень важно для отправителя указывать индекс: система считывает именно эту информацию.
— Они просто сканируют трек-номер, и все данные о посылке сразу поступают в программу, которая озвучивает, в какую ячейку положить ту или иную посылку. Нам от этого стало гораздо легче, а еще, конечно, это повлияло на скорость работы. Существуют контрольные сроки обработки почтовых отправлений — 2 часа. Их нам устанавливает и утверждает правительство России. Раньше, когда всё делалось вручную, уложиться в этот временной отрезок было нереально, а теперь — легко. Сейчас перед нами стоит задача — уменьшить контрольные сроки. То есть в ближайшем будущем мы будем работать еще быстрее. А еще запустили много магистральных маршрутов, например, Тюмень — Москва, Тюмень — Новосибирск, Тюмень — Пермь. Они очень ускоряют перевоз почты из одного пункта в другой, — уверена наша собеседница.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/58/3b/9d/583b9dca2c0ffeb94eeadb88e1042677/656x438_1:5713_166953f2ef9f30381665cf08d019ba1c@1920x1280_0xn0YhROSL_7023554689770395607.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a3/36/14/a33614ce8ab6749262601eeba7dbb66a/656x438_1:5713_2b1cc957650850abb7f75a853d1f7528@1920x1280_0xTIrIuRzs_2918958882320204115.jpg.webp)
Магистральные маршруты — это 20-тонные фуры, которые ежедневно выходят из Новосибирска и идут через Тюмень, Пермь, а потом — в обратном направлении. Время в пути этих фур расписано по минутам, поэтому в сортировочном центре точно знают, к какому времени посылки приедут на разгрузку и ко скольким нужно успеть дозагрузить машины, чтобы они продолжили поездку. Сейчас — так, а десятилетия назад были только почтово-багажные поезда Москва — Владивосток, из которых выгружали и догружали бандероли в промежуточных, начальной и конечной точках маршрута.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/52/9b/8b/529b8b4e37dc370eeccd4634ff33b27c/656x438_1:5713_1486684bcb8528cb9650bb31d1fb2f87@1920x1280_0xbaXspncu_1975534420076547865.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f1/ce/ae/f1ceaee193c1e85491051de2a250d632/656x438_1:5713_319b2318cbf9e350d2029e3aa10e01d6@1920x1280_0xcChurGVt_7897320997169215734.jpg.webp)
Вы отдали посылку на отправку в почтовом отделении. Что дальше?
Глазами отправителя посылки всё выглядит так: человек пришел на почту, передал посылку, операторы ее приняли, внесли данные в компьютер, взяли плату за вес по действующим тарифам. Некоторое время спустя отправитель вводит в своем смартфоне полученный трек-номер и видит, что посылка попала в центр сортировки. Сотрудники магистрального сортировочного центра видят эту же картину с совершенно иного ракурса.
— Отправитель обязательно заходит на сайт отслеживания почтовых отправлений и видит, что посылка покинула отделение связи и прибыла в сортировочный центр. Смотрит, что она там лежит день, два. Дело всё в том, что у отправителей данные не отображаются так же детально, как у нас. Например, вы отправили бандероль из Тюмени во Владивосток. Мы загружаем ее в почтовый поезд день в день, а у клиента будет отображаться статус «посылка покинула место сортировки». И так будет до тех пор, пока отправление не прибудет во Владивосток — в следующий сортировочный центр, на это в среднем нужно 7–8 дней. Мы же в своей программе в режиме реального времени видим, где именно находится посылка, едет она напрямую или с остановками в пути, — объяснила руководитель магистрального сортировочного центра.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8b/cc/ed/8bcced296275e498a3de99a78f8aea23/656x438_1:5713_43310e0ad8cea769576a29f9267d4f78@1920x1280_0xaV2dHwxB_1620492699143709761.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/62/56/88/625688b6008fdd19d99d04225543e390/656x438_1:5713_b58ad628e10ff6ebba14f6421ae3c5f3@1920x1280_0x4ZiGXZ3M_9597183585586524919.jpg.webp)
По ее словам, сотрудники логистического центра делят все почтовые отправления на входящие и исходящие.
— Входящая — это почта, которая приходит из наших [тюменских] отделений связи. Мы работаем круглосуточно, и с полуночи начинается погрузка почты для доставки по внутриобластным маршрутам. Например, одна грузовая машина с посылками идет на Тобольск, вторая — на Ишим, и каждая по пути следования заезжает в те или иные населенные пункты для выгрузки. После этого у нас идут внутрирайонные маршруты, их всего шесть. Это ближайшие к нам районы — Каскара, Боровое и так далее. После того, как все их разгрузили, в 06:30 начинаем грузить каждый из семи городских маршрутов. Они развозят пришедшие в Тюмень посылки по городским отделениям связи и сразу забирают оттуда посылки на отправку из нашего города — к нам в центр сортировки, — продолжила рассказ Любовь Пахатина.
С исходящими отправлениями всё проще: это все те, которые поедут из Тюмени в разные уголки страны.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/81/03/74/8103744cb8e4284677e1500f26ca719b/656x438_1:5713_be1a1a3aa51a636007e4ecf8d0a610f4@1920x1280_0xvnRGvE0L_9586499799749246479.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d3/af/2a/d3af2aa85706f4ce71abda71975cbc0f/656x438_1:5713_a7b5105e4284b182d81442ca286ac485@1535x1023_0xLTsvuYaA_3703898174086103950.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ff/9d/27/ff9d2713ec7e3fabe4df15023cf838b0/656x438_1:5713_c09481436e12f8b55454bb6239ccf0aa@1920x1280_0xFejtakZC_9985678848446780586.jpg.webp)
Прибывшие в логистический центр бандероли сортируют по разным ячейкам с помощью уже знакомой вам программы «Сортмастер». Там посылки ждут своего часа до отгрузки на отправку. Круг замкнулся.
— Мы не проверяем содержание бандеролей, не возвращаем их отправителям — это задача сотрудников почтовых отделений. Наша задача как транзитного предприятия — принимать и отправлять посылки. Бывает, что к нам приходят крупногабаритные грузы. Например, были снегоходы, которые транзитом отправляли из Владивостока в Тюмень, а уже отсюда — в Салехард. Из Китая через Владивосток привозят в наш город мотоциклы, иногда получатели забирают их сразу по 5–10 штук, — поделилась глава Тюменского логистического центра.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/51/83/3b/51833b0c6642f49bc4157d171568ae93/656x438_1:5713_20088d23086be19fcc3693fb0dbdd4fd@1920x1280_0xZM9wo1ac_0289957569008796437.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/51/73/df/5173df50b5158da0d879af07fd19c82b/656x438_1:5713_61a07fe0b97da60d27e1d237ae0672f8@1920x1280_0xLSumVwGg_7398914176421725438.jpg.webp)
Тепло писем, написанных от руки, — уже в далеком прошлом?
В последние годы количество отправлений товаров с маркетплейсов через Почту России выросло примерно на 30%. Динамика меняется на протяжении года: в канун крупных праздников число отправлений растет в геометрической прогрессии, увеличивается нагрузка на сортировщиков, курьеров и других специалистов, которые участвуют в транспортировке и доставке посылок. И притом что сейчас все активно пользуются мессенджерами и соцсетями, обычные бумажные письма и открытки никуда не исчезли: люди до сих пор очень это любят.
— Однажды за сутки мы обработали 670 килограммов простой письменной корреспонденции. Это те самые письма — обычные, без объявленной ценности, которые мы в детстве бросали в почтовый ящик, а потом с нетерпением ждали ответа. До сих пор люди отправляют почтой открытки. Несмотря ни на что, от старых традиций мы не ушли. И никогда, мне кажется, не уйдем. Всё так же читаем газеты, пишем письма и шлем открыточки. Таких отправлений не становится меньше. Иногда даже, наоборот, наблюдаем рост их числа, — с гордостью говорит Любовь Пахатина.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5c/1c/78/5c1c787314a9c7af52f08d1d4abd29ab/656x438_1:5713_a99a6222d505a7f0eaba8031d205bdb4@1920x1280_0xdiay2hko_8447954884092070058.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f7/59/8f/f7598f09382a28a12c0028da5f7b304a/656x438_1:5713_5395e9ae90b987fd0f8a132fc1f3cad6@1920x1280_0xRmFlQFlh_5603691984091596157.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d0/5a/38/d05a388869d0898e7de10e3f3ee75fe4/656x438_1:5713_980fccb696f1e2f9f4508415cf48c953@1920x1280_0xtVZoCkRR_0253803793147093285.jpg.webp)
Посылки, которые едут по-королевски
Раньше мы об этом и мечтать не могли, а сейчас есть курьерская доставка посылок почтой — это называется ЕМС-отправления. Работает это просто: к вам в назначенное время и дату приезжает курьер и забирает бандероль. Позже этот курьер забирает посылки у других желающих их отправить в вашем районе и привозит в магистральный центр сортировки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/12/73/9d/12739dc0c5f5cbfa340359b05810958b/656x438_1:5713_1d063c427b920487dc7aaaa7afcaf45e@1920x1280_0xqCbinemn_3706043882987990805.jpg.webp)
— Этот вид отправления называется ускоренным, как и первый класс: в обоих случаях посылка будет лететь самолетом, а не ехать в фуре или на почтовом поезде. У нас есть свой участок авиационной пересылки почты, каждые два часа от нашего сортировочного центра до Рощино курсирует машина. Она забирает выгруженную с рейсов почту нам для обработки и загружает то, что отправили тюменцы. Конечно, такие посылки их адресаты получат в разы быстрее: если, например, поезд из Тюмени до Москвы идет два дня, то самолет летит всего два часа, — вдумчиво говорит наша собеседница.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c3/67/55/c36755ec72dfb2b2b75a292241930c56/656x438_1:5713_0b5fc5fccf4dfe92cb23ae1a4400d24b@1920x1280_0xhNZNPw2E_7750167759835621750.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7b/8d/71/7b8d71543b873f7bc8324c248a0ae5ec/656x438_1:5713_feac737cc8e1feb0eabbe27439168d5a@1588x1059_0xifND98Gw_8520183039459112562.jpg.webp)
И, кстати, вот еще что. Если человек решил отправить посылку, допустим, в Омск, но больше никто в этот день посылать туда ничего не стал, то посылку всё равно отправят день в день. Грамотная логистика способна творить чудеса — теперь вы это точно знаете.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/33/66/6a/33666ae2617221395763da1980690f1a/656x438_1:5713_55dee19c51bcb05ff0b21329696a8829@1920x1280_0xf5O2xNDh_3611099933235130092.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bb/13/71/bb1371ed1cde93d9a5b8a11598517038/656x438_1:5713_65cd1b7a5d92c2673b61dc9c41514da0@1920x1280_0xvvlQFOoH_3921832686978389615.jpg.webp)
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.