«Посылка поступила в сортировочный центр» — с этой фразой встречался каждый, кто хотя бы однажды отслеживал бандероль по трек-номеру. А что происходит после? В логистических пунктах Почты России десятки сотрудников распределяют огромную массу отправлений так, чтобы они дошли до получателей по оптимальному маршруту — максимально быстрому и экономически выгодному. Есть такой пункт с тысячами посылок и в нашем городе. О том, как там всё устроено, 72.RU рассказала и показала начальник Тюменского магистрального сортировочного центра Любовь Пахатина.
Эхо пандемии и магистральные маршруты
Количество отправлений, которые обрабатывают сотрудники сортировочного центра, ежегодно растет. Поспособствовал этому бурный рост темпов онлайн-торговли в пандемию, когда многие сидели по домам на самоизоляции. Это приучило покупателей, то есть нас с вами, к тому, что свой заказ мы получаем буквально через несколько дней — с возможностью выбрать удобные дату и время. И вот как раз эти самые сроки напрямую зависят от грамотной логистики.
— Тюменский магистрально-сортировочный центр — это обособленное структурное подразделение. Здесь осуществляем прием, обработку всех видов почтовых отправлений. Появился наш центр в 1981 году, до этого был ПЖДП — пункт железнодорожной почты, который располагался на перроне ж/д станции. Он до сих пор там есть, но мы им не пользуемся. Сейчас в сутки в среднем обрабатываем до 36 000 разных почтовых отправлений. В праздники их количество может увелиться до 50 000 и больше, — говорит Любовь Пахатина.
Любовь признаётся: за те 15 лет, что работает в компании, в плане приемки почтовых отправлений кардинально поменялось всё (ну или почти всё). Например, если раньше тут использовали программу «Сортузел», то позже ее сменила другая — «Сортмастер». Это очень облегчило работу: сортировщикам теперь не нужно вручную перебирать каждую из посылок и внимательно, без права на ошибку, вносить данные о них в базу, читать данные на каждой из бандеролей без права на ошибку. Поэтому очень важно для отправителя указывать индекс: система считывает именно эту информацию.
— Они просто сканируют трек-номер, и все данные о посылке сразу поступают в программу, которая озвучивает, в какую ячейку положить ту или иную посылку. Нам от этого стало гораздо легче, а еще, конечно, это повлияло на скорость работы. Существуют контрольные сроки обработки почтовых отправлений — 2 часа. Их нам устанавливает и утверждает правительство России. Раньше, когда всё делалось вручную, уложиться в этот временной отрезок было нереально, а теперь — легко. Сейчас перед нами стоит задача — уменьшить контрольные сроки. То есть в ближайшем будущем мы будем работать еще быстрее. А еще запустили много магистральных маршрутов, например, Тюмень — Москва, Тюмень — Новосибирск, Тюмень — Пермь. Они очень ускоряют перевоз почты из одного пункта в другой, — уверена наша собеседница.
Магистральные маршруты — это 20-тонные фуры, которые ежедневно выходят из Новосибирска и идут через Тюмень, Пермь, а потом — в обратном направлении. Время в пути этих фур расписано по минутам, поэтому в сортировочном центре точно знают, к какому времени посылки приедут на разгрузку и ко скольким нужно успеть дозагрузить машины, чтобы они продолжили поездку. Сейчас — так, а десятилетия назад были только почтово-багажные поезда Москва — Владивосток, из которых выгружали и догружали бандероли в промежуточных, начальной и конечной точках маршрута.
Вы отдали посылку на отправку в почтовом отделении. Что дальше?
Глазами отправителя посылки всё выглядит так: человек пришел на почту, передал посылку, операторы ее приняли, внесли данные в компьютер, взяли плату за вес по действующим тарифам. Некоторое время спустя отправитель вводит в своем смартфоне полученный трек-номер и видит, что посылка попала в центр сортировки. Сотрудники магистрального сортировочного центра видят эту же картину с совершенно иного ракурса.
— Отправитель обязательно заходит на сайт отслеживания почтовых отправлений и видит, что посылка покинула отделение связи и прибыла в сортировочный центр. Смотрит, что она там лежит день, два. Дело всё в том, что у отправителей данные не отображаются так же детально, как у нас. Например, вы отправили бандероль из Тюмени во Владивосток. Мы загружаем ее в почтовый поезд день в день, а у клиента будет отображаться статус «посылка покинула место сортировки». И так будет до тех пор, пока отправление не прибудет во Владивосток — в следующий сортировочный центр, на это в среднем нужно 7–8 дней. Мы же в своей программе в режиме реального времени видим, где именно находится посылка, едет она напрямую или с остановками в пути, — объяснила руководитель магистрального сортировочного центра.
По ее словам, сотрудники логистического центра делят все почтовые отправления на входящие и исходящие.
— Входящая — это почта, которая приходит из наших [тюменских] отделений связи. Мы работаем круглосуточно, и с полуночи начинается погрузка почты для доставки по внутриобластным маршрутам. Например, одна грузовая машина с посылками идет на Тобольск, вторая — на Ишим, и каждая по пути следования заезжает в те или иные населенные пункты для выгрузки. После этого у нас идут внутрирайонные маршруты, их всего шесть. Это ближайшие к нам районы — Каскара, Боровое и так далее. После того, как все их разгрузили, в 06:30 начинаем грузить каждый из семи городских маршрутов. Они развозят пришедшие в Тюмень посылки по городским отделениям связи и сразу забирают оттуда посылки на отправку из нашего города — к нам в центр сортировки, — продолжила рассказ Любовь Пахатина.
С исходящими отправлениями всё проще: это все те, которые поедут из Тюмени в разные уголки страны.
Прибывшие в логистический центр бандероли сортируют по разным ячейкам с помощью уже знакомой вам программы «Сортмастер». Там посылки ждут своего часа до отгрузки на отправку. Круг замкнулся.
— Мы не проверяем содержание бандеролей, не возвращаем их отправителям — это задача сотрудников почтовых отделений. Наша задача как транзитного предприятия — принимать и отправлять посылки. Бывает, что к нам приходят крупногабаритные грузы. Например, были снегоходы, которые транзитом отправляли из Владивостока в Тюмень, а уже отсюда — в Салехард. Из Китая через Владивосток привозят в наш город мотоциклы, иногда получатели забирают их сразу по 5–10 штук, — поделилась глава Тюменского логистического центра.
Тепло писем, написанных от руки, — уже в далеком прошлом?
В последние годы количество отправлений товаров с маркетплейсов через Почту России выросло примерно на 30%. Динамика меняется на протяжении года: в канун крупных праздников число отправлений растет в геометрической прогрессии, увеличивается нагрузка на сортировщиков, курьеров и других специалистов, которые участвуют в транспортировке и доставке посылок. И притом что сейчас все активно пользуются мессенджерами и соцсетями, обычные бумажные письма и открытки никуда не исчезли: люди до сих пор очень это любят.
— Однажды за сутки мы обработали 670 килограммов простой письменной корреспонденции. Это те самые письма — обычные, без объявленной ценности, которые мы в детстве бросали в почтовый ящик, а потом с нетерпением ждали ответа. До сих пор люди отправляют почтой открытки. Несмотря ни на что, от старых традиций мы не ушли. И никогда, мне кажется, не уйдем. Всё так же читаем газеты, пишем письма и шлем открыточки. Таких отправлений не становится меньше. Иногда даже, наоборот, наблюдаем рост их числа, — с гордостью говорит Любовь Пахатина.
Посылки, которые едут по-королевски
Раньше мы об этом и мечтать не могли, а сейчас есть курьерская доставка посылок почтой — это называется ЕМС-отправления. Работает это просто: к вам в назначенное время и дату приезжает курьер и забирает бандероль. Позже этот курьер забирает посылки у других желающих их отправить в вашем районе и привозит в магистральный центр сортировки.
— Этот вид отправления называется ускоренным, как и первый класс: в обоих случаях посылка будет лететь самолетом, а не ехать в фуре или на почтовом поезде. У нас есть свой участок авиационной пересылки почты, каждые два часа от нашего сортировочного центра до Рощино курсирует машина. Она забирает выгруженную с рейсов почту нам для обработки и загружает то, что отправили тюменцы. Конечно, такие посылки их адресаты получат в разы быстрее: если, например, поезд из Тюмени до Москвы идет два дня, то самолет летит всего два часа, — вдумчиво говорит наша собеседница.
И, кстати, вот еще что. Если человек решил отправить посылку, допустим, в Омск, но больше никто в этот день посылать туда ничего не стал, то посылку всё равно отправят день в день. Грамотная логистика способна творить чудеса — теперь вы это точно знаете.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.