У каждого призывника есть возможность отказаться от военной службы в армии. Первая причина — противопоказания по здоровью, вторая — мужчина хочет отдать долг мирным путем из-за убеждений. К примеру, это может быть неприязнь к оружию, подготовке к военным конфликтам или несогласие с воинским уставом и безоговорочным выполнением приказов. Если призывнику удается убедить военкомат в искренности своей позиции, то его отправляют на альтернативную службу (АГС). То есть два года он должен отработать в государственном учреждении, которое входит в список утвержденных Минобороны. Чаще всего мужчины попадают в лечебницы, диспансеры или отделения почты.
Сделать это непросто — в этом году для желающих пройти АГС выделили всего 15 мест. Но еще сложнее найти общий язык с представителями комиссии военкомата. Мы поговорили с двумя тюменцами, которые в разные годы прошли альтернативную службу. Они рассказали нам о своем опыте.
«Никогда не видел себя в армии»
Алексей подал заявление на альтернативную службу, когда учился в школе. Комиссия сначала отказала ему без объяснения причины, тогда мужчина с помощью юриста подал на военкомат в суд. Как история сложилась дальше — в рассказе от первого лица.
— В целом никакие документы не требовались. Главное — заявить об своем желании в военкомате. Заявление должно быть подано за полгода до призыва, под который ты попадаешь. Я предоставлял только характеристику с учебы.
Почему я выбрал альтернативную службу? Никогда не видел себя в армии, хотел время провести с большей пользой. В военкомате я объяснил, что не считаю для себя приемлемым по своим принципам учиться войне. Не считаю, что это в современном обществе адекватно и необходимо. Я рассказал об этом призывной комиссии: там сидел начальник отделения военного комиссариата, участковый, сотрудник центра занятости. Мне задали несколько вопросов, один из них был: «Что будешь делать, если на мать нападут?». Приравняли защиту своей семьи к защите Родины, хотя это разные вещи. Я объяснил комиссии, что мои принципы позволяют защищать себя и своих близких при необходимости, но не позволяют тратить время, чтобы учиться воевать.
У сотрудников комиссариата это вызвало много вопросов. Как правило, у военных людей существует только черное и белое, поэтому меня сразу окрасили в черное.
Сначала мне в замене службы отказали. На самом деле есть ряд причин, но ни одну из них они не выбрали и написали в решении, что я их просто не убедил. Хотя ни в чем я убеждать их и не должен. К тому же, такой причины не указано в законе. Мне было проще обжаловать это решение в суде. Суд первой инстанции выиграли, в составлении заявления помог юрист. Военкомат попытался обжаловать решение во второй инстанции. Также и вторую мы выиграли. Этот процесс длился около четырех месяцев.
«Вариантов мне не предлагали». Работа санитара в наркодиспансере
В следующий призыв я снова пошел в военкомат, там меня помнили. Снова было заседание призывной комиссии, где мне уже единогласно одобрили замену. В течение пары месяцев я ждал направление и в конце октября мне его вручили на прохождение службы. Сейчас, как правило, оставляют служить в своем городе, потому что работодатель предоставляет общежитие человеку, которое должно соответствовать определенным нормам и требованиям. Это дополнительные расходы.
Вариантов мне не предлагали. Место выбрал центр занятости, не военкомат. Я работал санитаром в областном наркологическом диспансере в отделении, где оказывают помощь лицам, которые находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Приехал устраиваться в главный корпус на Семакова. Мне сказали, где буду работать, познакомили с персоналом. Выяснилось, что отделение работает круглосуточно и будет график сутки через трое. В первые два месяца меня особо там не ждали, потому что график уже был составлен. У меня было всего по 2–3 смены в месяц.
Обычно в первую смену я выходил в помощь к действующей санитарке, чтобы она показала, что нужно делать. Обязанностей было немного. К примеру, прихожу я с утра, всё уже помыто. Всё время я слежу за чистотой в отделении. Было порядка шести кабинетов. В течение дня я делал уборку какой-то определенной области: в коридоре или кабинете. Ходил за едой для пациентов в соседнее отделение. Также взаимодействовал с людьми в состоянии опьянения, когда их только привозили сотрудники полиции. Первые месяцы моя зарплата была около двадцати тысяч, а к концу службы — 30 тысяч. Всё зависело от количества смен.
Во время службы я смог поступить на заочное отделение в институт на факультет менеджмента. Официально работать во время АГС запрещено, но я успевал и подрабатывал продавцом в фирме строительных материалов. На время сессии меня отпускали на учебу. Через два месяца после службы мне выдали военный билет. Там указано, что я проходил альтернативную гражданскую службу, зачислен в запас со званием «рядовой». То есть военный билет такой же, как и у тех, кто служил в армии.
Я по-прежнему считаю, что лучше альтернативная служба. В диспансере я приносил пользу обществу. Тем более молодежь не так часто идет на такие должности. К тому же, это возможность гораздо продуктивнее использовать свое время: у меня был огромный отпуск, учебный. Естественно, в армии у меня такой возможности не было бы.
«Написал о достижении целей через насилие»
Евгений Власов проходил альтернативную службу в 2019 году. В отличие от Алексея, сложностей у него не возникло: он быстро прошел комиссию и пошел работать в противотуберкулезный диспансер. Говорит, что в военкомат пришел с мамой, ей тоже задавали вопросы сотрудники комиссариата.
— В военкомате опирался на свои морально-этические представления и стереотипы об армии, написал о достижении целей через насилие, принуждение к действиям и антимилитаризм. В общем, собрал весь бред, который мог нести 19-летний юнец. Сейчас бы я не поддерживал себя в прошлом. На всех этапах сложностей у меня не возникало, комиссия внимательно выслушала, задала несколько вопросов моей матушке и одобрила мое заявление о замене.
Я работал в тюменском противотуберкулезном диспансере, а вариантов мне и не предлагали. Рабочие дни как рабочие дни, график был 5/2 совершенно стандартный, в основном убирал прилегающую территорию и помогал «принеси-подай». Совмещение с другой работой невозможно, это запрещено законом.
Условия обыкновенные: нельзя разрывать срочный трудовой договор, нельзя участвовать в забастовках, нельзя совмещать АГС с работой в иных организациях и нельзя занимать руководящие должности. Параллельно я бездельничал и ничем особо не занимался. Платили немного, около 24 тысяч в месяц.
Я думаю, что я бы в армию сходил, там было бы интереснее и научился бы новому. Работа в больнице — это тоже интересный опыт, но армия — это другое, не советовал бы отказываться от возможности пройти срочную службу.
В этот весенний призыв тюменцам выделили 15 мест для прохождения альтернативной службы. О том, какую работу предлагают мужчинам, рассказал военный комиссар Тюменской области.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.