За одно утро деревня Большие Ярки в Казанском районе Тюменской области оказалась отрезанной от «большой земли». Река Алабуга разлилась и залила единственную дорогу. В деревне остались десятки людей, которые несмотря на все уговоры отказываются эвакуироваться. Причины у всех разные — кто-то боится оставлять дом, кто-то не хочет оставлять животных, а кто-то вообще не может объяснить, почему решил остаться. Но остался. Рассказываем, что происходит в небольшой тюменской деревне, которая столкнулась с небывалым паводком.
Большие Ярки находятся на пути в Казахстан. После поворота с трассы нас встречают стоящие в полях пчелиные ульи и домашний скот — их вывезли из деревни до начала паводка. Впереди течет огромный поток воды. Раньше здесь была дорога, а теперь река. Алабуга раньше огибала Большие Ярки, а теперь решила пойти прямо. Прорваться в деревню на легковой машине невозможно. Сильное течение не даст. Поэтому местные жители прыгают в любой проезжающий мимо грузовик и вброд пересекают реку. На въезде всех встречает надпись «Добро пожаловать», торчащая их воды. Вот мы и попали в Большие Ярки.
Вода затопила дома на улице Студенческой. Большая часть жителей эвакуировалась. Другая, живущая на возвышенности, посчитала, что им ничего не угрожает. По словам главы администрации Больших Ярков Николая Игнатова, 17 человек, чьи дома были в зоне возможного подтопления, отказались уезжать в эвакуационный пункт или к родственникам. Пришлось давать им бумагу на подпись — отказ от эвакуации.
— Есть те, кто категорически отказывается. Мы даем бланки, где жители подтверждают, что «я уведомлен о желаемой эвакуации и я отказываюсь». Но когда вода мгновенно начала прибывать, наверное, инстинкт самосохранения сработал. С Малых Ярков 17 человек вывезли, к ним добавили отсюда 12 человек, которые тоже изъявили желание уехать, загрузили в один автобус. Часть отправили к родственникам в Казанское, десять человек отправили в село Ильинка в пункт временного размещения, — говорит Николай Игнатов.
Официально в Больших Ярках живет 677 жителей, на 17 апреля 475 эвакуировались — это те, которыми занимались местные власти. Часть людей уехали самостоятельно. Деревня на данный момент практически пустая. В покинутых дворах бегают собаки и кошки, оставленные хозяевами, уверенными, что к ним вода не дойдет. До улицы Студенческой дошла. Черный пес, стоя в воде, пытался зубами схватиться за ручку калитки и открыть ее, чтобы попасть во двор. Потом увидел соседку, которая подкармливала его, и увязался за ней.
— Видимо, кушать захотел, а из знакомых только я, — улыбается женщина.
По Большим Яркам ездит уазик полиции и пожарные. Одни охраняют имущество и следят за порядком, а спасатели помогают жителям покинуть опасный район. Сотрудник МЧС на своей спине вынес кота, который, когда вышли на берег, сразу сиганул обратно в воду и побежал в сторону затопленного дома. Пожарный пошел за ним. Испуганный кот попытался протиснуться через забор и застрял. Пришлось опять его выручать. Хозяйка кота, 77-летняя Валентина Георгиевна, понимая, что зверя не вывезти, предложила оставить его на крыше.
— Нас предупреждали давно, что будет вода. Сегодня она появилась. Залилась в ограду и пошла к дому. Остались две кошки. Сейчас поеду туда, куда меня повезут волонтеры, — говорит Валентина Георгиевна.
Пенсионерка признается, что живет в деревне больше 30 лет и никогда не было, чтобы так топило. Прошлый паводок, затопивший Казанский и Ишимский районы в 2017 году, не сравнится по масштабу с тем, что происходит сейчас. В основном в деревне остались мужчины, которые решили следить за обстановкой. Один из жителей признался, что отправил жену с детьми в Тюмень пересидеть стихию. Коз пристроили, а вот с собакой почему-то не решили вопрос.
— Машина со вчерашнего дня ездила и говорили: «Эвакуируйтесь!». А куда мне? Мне на работу надо. Мы две козы увезли в Казанское к родственникам, собаку отпустили. Попросили прощения у нее, если сгинет. А куда ее? — рассказывает мужчина.
Никто и не думал, что вода дойдет до домов. Хотя все слышали, что творится в Казахстане. Там затопило районы Петропавловска, которые никогда не были под водой. Власти начали активно призывать граждан эвакуироваться за неделю до начала паводка. На телефоны постоянно приходят СМС с названиями сел и деревень, которые надо покинуть. Но никто не верит, что до них дойдет.
— Никто не верил, что так будет, — рассказывает женщина. — Ночью пришло понимание, когда вода начала заполнять всё очень быстро. Представьте себе, столько лет жить и остаться ни с чем. Каждая копеечка достается очень тяжело. Моя мама тут всю жизнь жила. И в один миг всего этого не стало. Нас предупреждали, домой ходили, бумажки давали — куда, что и как. Но никто не верил. Дома осталось всё. Человек всё надеется, что обойдет беда, — рассказывает жительница деревни.
Отказывается уезжать и молодой парень Федор. Он отец пятерых детей. Помогал другим спасать дома, а сам себе помочь не успел. Его новенький дом, в который вложил много денег и сил, затопило. Свое решение остаться объясняет просто:
— Здесь бабушки и дедушки остались. Куда я без них уеду. А чего бояться? У нас ничего страшного не будет. Не должно потому что, — рассказывает Федор.
Остаться хочет и местный работник водокачки. Усатый мужичок, который через слово матерится, расстроен — сломался мотор, который питал водокачку. Без электричества воды в деревне не будет. Мотор стоял далеко от берега Алабуги, но вода всё-таки добралась до него.
— Двух поросят увез и всё. Куда я поеду? Что, деревня без воды будет? — возмущается после вопроса, почему никуда не уехал. — На крыше буду жить. Водокачка главное, чтобы работала.
Пока мы общались с жителями, вода через насыпь на краю Больших Ярков начала переливаться. Вскоре она пошла по полю и полилась с новой силой на улицу Студенческую, где только недавно полицейские, МЧС и глава деревни вывозили оставшихся жителей. Сразу приехали три грузовика с песком. Прямо посреди улицы они начали сооружать насыпь, чтобы не дать воде пойти дальше. Водители приехали из Ялуторовска. Пока там спокойно, поэтому помогают тем, кто нуждается в их технике.
Большие Ярки практически превратились в островную деревню. Выбраться из нее можно только по воде. Из жителей в основном остались только пожилые люди, которые отказались эвакуироваться. Одни уверены, что до них вода не дойдет, а если уж дойдет, то лучше им пересидеть на крыше, чем ехать куда-то в пункт эвакуации. Свое хозяйство без присмотра никто не хочет оставлять, хотя в деревне работают полицейские. Среди жителей есть те, которые просто не могут объяснить, почему не хотят эвакуироваться.
После того, как вода резко пошла вверх, кажется, что она немного остановилась. Вероятно, на этом потоп для деревни закончился, но нельзя исключать, что в любой момент всё может поменяться.
Сейчас много людей строит дамбу в Казанском. Там она защищает район улиц Советская и Луначарского, который превратился в полуостров. Тюменцы уверены, что вода не пройдет дальше. Последними данными поделился Владимир Чейметов, заместитель губернатора Тюменской области. За ночь уровень воды в реках повысился: в Ишиме на 68 сантиметров, а в Тоболе на 17 сантиметров. Река Ишим в районе села Ильинка Казанского района превысила исторический максимум 2017 года уже на 56 сантиметров. В настоящее время окончены работы по увеличению гребня дамбы на один метр в селе Казанское. В Казанском районе подтоплено 62 домовладения в восьми населенных пунктах. По области из населенных пунктов, которым грозит большая вода, эвакуировано 1609 человек.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.