Город История Тюмени Утраченная красота. Каким был старый вокзал Тюмени и куда он делся

Утраченная красота. Каким был старый вокзал Тюмени и куда он делся

Копаемся в старых снимках

Старый вокзал — утраченный памятник?

Уже не все тюменцы знают и помнят, что когда-то в нашем городе был другой железнодорожный вокзал. Он был маленький, компактный, но очень красивый. Даже мог стать еще одним памятником архитектуры Тюмени. Только вот судьба его трагична. В этом материале мы хотим вспомнить, каким был в Тюмени старый вокзал, построенный еще в царские времена? Чем он отличался от современного и почему был уничтожен?

Первый вокзал Тюмени построили в конце XIX века. Первый поезд отправился с перрона 5 декабря 1885 года. Он направился в Екатеринбург. Благодаря железной дороге и вокзалу город получил серьезный толчок в развитии. Поговаривают, что у властей были планы протянуть линию через Ишим, Шадринск или Курган, но вмешался купец Андрей Текутьев, который смог договориться с нужными людьми в Петербурге, чтобы линия прошла именно через Тюмень.

Вокзал возвели из красного кирпича и частично облицевали гранитом. Перед ним разбили привокзальную площадь с фонтаном.

— В июле 1912 года при прокладке железнодорожного водопровода близ станции Тюмень в новом товарном дворе рабочие-землекопы на дне канавы обнаружили два костяка мамонтов, причем наиболее крупные части животных: головы, бивни и зубы — имели хорошую сохранность, — пишет этнограф Петр Городцов.

Вокзал построен в 1885 году. Это одно из его первых фото
Еще одна потрясающая фотография начала XX века
Такой видели пассажиры станцию Тюмень

В советские годы фасад вокзала сделали белым, но от этого он не утратил свою красоту. В 60-е годы здание перестало справляться с растущим потоком пассажиров.

— В кассовом зале — запущенность и грязь. У касс при продаже билетов создается толчея людей, возникает хулиганство и грязь. Пассажиры: матери с детьми, военнослужащие, инвалиды Отечественной войны из-за отсутствия комнат для ожидания вынуждены находиться на улице, — отмечали власти в отчетах в 1944 году.

Через три десятилетия власти решили строить новое здание прямо перед старым. Дореволюционный вокзал почему-то решили пустить под снос, чтобы не мешал. Стройка началась как раз на месте фонтана.

Тюменцы на перроне в 1955 году. Вокзал покрасили в белый цвет. Никакого красного кирпича теперь нет
Поезд прибывает на вокзал Тюмени. Перрон раньше был намного меньше
В 60-е вокзал был белым. Рядом располагался кассовый зал
Старый вокзал и привокзальный сад в 60-е годы. Через 15 лет здание снесут
Привокзальный парк в 50-е

В итоге снос занял около месяца. Поговаривают, что крепость кирпича старого вокзала была связана с тем, что при его кладке использовали желток яиц. Подтверждений этой истории официально нигде нет. Новый вокзал возвели прямо перед старым в 1974 году. Он мог принимать одновременно до полутора тысяч человек. В здании работала гостиница и большие залы ожидания. В 2000-е новый вокзал пережил ремонт, который сильно изменил его внешний вид.

Снос старого вокзала. На фоне возвышается новый. 1974 год
Еще одна фотография сноса. Там, где сейчас перрон, раньше стоял старый вокзал
Привокзальная площадь в 80-е
Строительство нового вокзала. На фоне старый. Качество кладки впечатляет

Так город потерял красивое здание, которое в наши дни точно бы считалось памятником архитектуры. Для тех, кто хочет побывать в утраченном здании, есть утешение. В Камышлове, что в 174 километрах от Тюмени, стоит вокзал такого же проекта, который и был в нашем городе до 1974-го. Практически брат-близнец. Проезжая мимо, тюменцы могут полюбоваться тем, что было в их городе.

Брат-близнец снесенного в Тюмени вокзала стоит в Камышлове

Ранее мы вспоминали, как в 1979 году на Тюмень обрушилось сильное наводнение, затопившее часть города. Эти страшные дни сохранились на старых снимках тюменских фотографов.

А вы знали про старый вокзал в Тюмени?

Да
Нет
Свое мнение в комментариях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем