Социальное напряжение в обществе заставляет всех думать о том, что уровень жизни может ухудшиться. В связи с этим многие вспоминают 90-е и очень не хотят, чтобы они повторились. То беззаконие, безвластие, бедность и ощущение неопределенности до сих пор пугают людей. Мы пригласили в редакцию писателя и исследователя Олега Архипова, чтобы расспросить его о том, насколько оправданы такие опасения и стоит ли сейчас бояться именно этого.
Вы можете прочитать о перспективе возвращения 90-х ниже или посмотреть полное интервью.
Также интервью вышло в качестве подкаста.
— Девяностые я пережил на себе, — рассказал Олег Архипов. — В 1990 году я работал телохранителем у человека, которого сейчас нет в живых. Я с ним сотрудничал до 1993 года, а в 1996 году его убили, это было наемное убийство. Я видел многих персон, и при разных спорных моментах в том числе. Такая была эпоха тогда. Мне кажется, что существует определенная страшилка по девяностым. И мне бы хотелось не только развенчать некоторые мифы, и уж тем более не поностальгировать. Это была эпоха, которая не хуже и не лучше других. Она полностью выросла из всех предыдущих исторических эпох и изменений в предыдущих десятилетиях.
По словам писателя, многие сравнивали те времена с шизофренией или раздвоением сознания. За решеткой еще находились те, кто во времена тотального дефицита пытался что-то производить, например, салфетки. То есть тогда предприимчивых и инициативных сажали в колонии, а после развала Союза в стране начала формироваться рыночная экономика и за аналогичные действия уже нельзя было получить срок. То же самое было с валютчиками, только были времена, когда их приговаривали к расстрелу.
— А вспомните Тюмень раньше. Это деревянный город, довольно грязный, которому никак не подходило определение столицы нефтегазоносного края. И пройдя этот путь, вы думаете, никакие определенные персонажи не вышли бы на сцену. Ну разумеется, вышли бы, — отметил Олег Архипов. — С точки зрения криминалистики, достаточно любопытна была картина тюменских событий образца 1993 года. Их называли тюменской войной. В конце мая 1993 года убит Рашид Янтимиров. Мне была интересна диспозиция группировок на тот момент и что они из себя представляли. К этому моменту они уже поднакопили капиталы, мускулы и оружие. А государство в это время только становилось на ноги. А споры хозяйствующих субъектов кто-то должен был решать. Это время, когда у представителей криминала оснащение, вооружение, автомобили, я уж не говорю о деньгах, были гораздо выше, чем у правоохранителей. Это было время депрессии. Оперативники с утра искали бензин, чтобы выехать и качественно провести свою работу. Это было время, когда не было арбитражного суда, когда государство Российская Федерация только формировалось, отходило от советского прошлого. И поэтому не только в Тюмени, но и по всей стране определенное влияние, в том числе в коммерческих вопросах, имели представители этих групп, но они были разные.
Группировки имели влияние до 1996 года, говорит Олег Архипов. Да, тогда случались ужасные преступления. Но они совершались и раньше, и позже, и даже случаются сейчас. Так что, пожалуй, подъем уровня преступности — это единственное, на что может повлиять кризис.
— Сейчас капиталистический рынок сформирован. Собственники сформированы. Есть банковский сектор. А в то время по стране ходили мешки налички, не работали специальные службы, например, та же налоговая, то, естественно, свято место пусто не бывает, — сказал Архипов. — В 90-е мы не вернемся точно. Но вопрос в том, будет ли всплеск преступности — это можно прогнозировать и от этого не уйти. Но время сейчас кардинально другое, как и общество.
Почитайте, какое будущее нас ждет с климатической точки зрения — у нас вышло большое интервью с ученым о влиянии глобального потепления на Тюменскую область.