Город В Тюменской области фиксируют скачок смертности. Эксперты: почему люди стали больше умирать

В Тюменской области фиксируют скачок смертности. Эксперты: почему люди стали больше умирать

Дело не в мобилизации и коронавирусе. Мы разобрались с экспертами — публикуем мнения

Разбираемся в причинах смертности

За последние несколько лет ситуация со смертностью в Тюменской области была стабильной. Рождаемость превышала количество умерших — отметка в 16 тысяч держалась на протяжении восьми лет. Начиная с 2019 года смертность стала увеличиваться, рождаемость — падать. В итоге в 2020 году количество умерших превысило число новорожденных на три тысячи. За прошедший год статистика стала менее удручающей. Однако в сравнении с прошлыми годами ситуация улучшаться не спешит.

Два года пандемии и мобилизация. Кажется, вот истинные причины страшных цифр. Но, по мнению экспертов, всё не так однозначно, факторов несколько. Иногда причина может быть в банальной нехватке овощей в рационе, потому что не все могут себе их позволить.

Данных за весь прошедший год пока нет
Есть хорошая новость. Младенческая смертность падает

«Фунфырики», ковид и спецоперация. Что реально повлияло на смертность?

В качестве экспертов мы привлекли несколько демографов — мнения каждого отличаются. Ведущий научный сотрудник лаборатории политической демографии и человека Андрей Коротаев считает, что главная причина — в некачественном алкоголе. Он привел в пример ситуацию в Иркутске в 2016 году, когда от боярышника скончалось больше 120 человек. Тогда, говорит эксперт, по всей стране стали контролировать продажу спиртного. Но потом на это обращать внимание перестали, и умирать стали чаще.

Последняя громкая история, связанная с отравлением алкоголем, случалась в Тюмени в январе пошлого года. Тогда от паленой водки умерло более 20 человек.

— За последние годы один из главных факторов изменения смертности — алкоголь. Прежде всего крепкий алкоголь. После того как произошла история с боярышником, запретили «фунфырики». На следующий год было замечено снижение смертности. А сейчас стали «фунфырики» возвращаться, есть подозрение, что смертность возрастает. Отмечу, что прирост особенно заметен среди мужчин, — говорит Андрей Коротаев, ведущий научный сотрудник лаборатории политической демографии и человека.

Коротаев отметил, что на смертность также влияет уровень здравоохранения, который необходимо улучшать. Он заметил, что важно употреблять много овощей, что делают не все.

— Еще на уровень смертности влияют расходы на здравоохранение — это довольно медленный фактор. Есть такой феномен, что уровень жизни у нас выше, чем в Штатах. Но доля ВВП там в три раза больше, чем у России. В принципе нужно увеличить расходы на здравоохранение: повысить зарплаты врачам, медсестрам — недостаток персонала ликвидировать. Это способ достаточно идеалистичный. На табачном фронте у нас ситуация неплохая — резервы исчерпаны. Также можно выделить недостаточное употребление овощей и фруктов. Надо употреблять 400 граммов в день свежих овощей и фруктов. Но мало кто это делает. Надо, чтобы яблоки стали доступны всем.

По мнению специалиста, мобилизация на смертность повлияла в меньшей степени.

— Сложно себе представить, но мобилизация не сопоставима с количеством смертей от «фунфыриков». От них людей теряем больше. На мой взгляд, было правильным сделать отсрочку от мобилизации для мужчин с тремя детьми. У нас сейчас больше количество женщин в возрасте от 35 до 40 лет с двумя детьми. Родить третьего они могут не решиться, потому что боятся, что мужа мобилизуют, а они останутся одни с тремя детьми, — говорит Андрей Коротаев.

Председатель региональной общественной организации «Совет по общественному здоровью и проблемам демографии» Дарья Халтурина считает, что в 2021 году смертность резко выросла из-за летального штамма ковида.

— Дело в том, что в 2020-м и в 2021-м были разные штаммы ковида. Штамм дельта — более летальный, он довольно сильно отличается. К сожалению, в большей степени погибали женщины. Наверное, потому что среди них была антипрививочная кампания. Несмотря на то что «Спутник» оказался хорошей вакциной, тем не менее народ не спешил ее ставить. Те, кто доверился, умирали меньше, — сказала Дарья Халтурина.

Халтурина отметила, что мужчин умирает больше из года в год из-за их нерационального поведения.

— В мирное время разница продолжительности жизни мужчины и женщины — 5–6 лет. В странах, где пьют водку, такая разница — 10 лет. Эта убыль продолжительности жизни — водочная. Есть исследования жизни баварских монахов. Они не пьют, не курят и не переедают. И у них разница продолжительности жизни между мужчиной и женщиной минимальна. Это уже близко к биологической продолжительности жизни.

Также эксперт выделяет уровень медицины. По ее мнению, у россиян нет культуры следить за своим здоровьем.

— Большая часть медицины требует участия пациента. Если это атеросклероз, то пациент должен сам принимать препараты. Многие пациенты с хроническими заболеваниями просто не занимаются своими состояниями. Для этого нужны совместные усилия медицины, общества и пациентов. Этот путь у нас не пройден полностью. Например, в Канаде контроль гипертонии — 75%, а у нас — 30%. А гипертония — это инфаркты и инсульты, — говорит Дарья Халтурина.

Кандидат экономических наук, демограф и ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Елена Баженова отметила, что необходимо повышать доступность медицины в отдаленных регионах России.

— Прежде всего на смертность влияет возрастно-половая структура населения. Если в населении происходят процессы старения и пожилых людей становится больше, то коэффициенты смертности повышаются. В последнее время одна из причин смертности — это военные действия, эпидемия гриппа. Ковид тоже продолжается, но проходит в более легкой форме. Прежде всего нужно улучшить сферу здравоохранения. Нужно ее направить на улучшение фельдшерских пунктов в селах. Потому что, если человек заболел, ему приходится ехать далеко на консультацию к врачу. На самом деле большое значение имеет доступность медпомощи в таких пунктах, — говорит Елена Беженова.

Что говорит психолог?

Чтобы понять, чем живут и по какому поводу переживают тюменцы в последнее время, мы обратились к тюменскому психологу Елене Поневаж. Она считает, что ситуация в стране всегда отражается в запросах клиентов.

— Для пандемии в моем опыте и по отзывам коллег частыми были: тревога за свою жизнь и здоровье, за близких; горе из-за утраты близких; депрессия из-за потери работы; раздражительность из-за дистанционки и локдаунов; растерянность, когда всё из вышеперечисленного вместе и непонятно, как справиться. В связи с СВО это: тревога из-за ожидания смерти близкого; эмоциональный кризис, когда рушатся иллюзии о том, что мир безопасен, справедлив и беда меня не коснется; ПТСР у тех, кого события коснулись непосредственно; горе, — рассказала Елена Поневаж.

Напомним, что на протяжении восьми лет в Тюменской области снижается рождаемость. Если в 2012 году родились 23 тысячи малышей, то за 11 месяцев прошедшего года на свет появилось на 7 тысяч человек меньше — то есть почти на треть. Особенно ощутимо ситуация начала усугубляться с 2015-го. Этот год стал началом демографического провала — с тех пор количество новорожденных не прибавлялось совсем.

Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.

Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем