Жены мобилизованных жителей Тюменской области несколько месяцев не могут вернуть мужей из зоны СВО. Женщинам удалось доказать, что их супруги не подлежат призыву по мобилизации по многодетности — они воспитывают троих несовершеннолетних. Призывная комиссия уже отменила решение военкомата, и документы, по словам женщин, отправили в часть. Однако, говорят наши читательницы, увольнительные командир батальона подписывать не желает — из-за этого военные до сих пор продолжают выполнять задачи на спецоперации.
Как три тюменки почти вернули своих мужей домой, что стало причиной бесконечных отказов и что делать в таких ситуациях — в нашем материале.
Обращения женщин в ведомства и решение призывной комиссии есть в распоряжении редакции.
Как мобилизовали мужчин?
Мужчин наших героинь мобилизовали в конце сентября. На тот момент приказа об отмене призыва для тех, кто воспитывает троих и более детей, еще не было. Мужчины отправились в воинскую часть, а после — в зону СВО. Документ об отсрочке для многодетных солдат вышел только 16 октября, когда тюменцев уже отправили на Украину. С этого момента жены начали писать в военкомат, прокуратуру и президенту. По всем трем случаям даже состоялась комиссия, которая отменила решение военкомата о призыве. Но это не помогло.
«Документы были на месте, но потом пропали»
— Ему повестка пришла 23 сентября. 26-го он уже убыл в воинскую часть. Пока был в дороге, приняли закон об освобождении от службы мужчин с тремя и более детьми. 21 октября я начала его возвращать домой. Приехала в тобольский военкомат — там мне отказали в возврате. Я писала на «Госуслуги» — мне пришел ответ от Куличкова (военный комиссар Тюменской области. — Прим. ред.) о том, что нужно предоставить документы на комиссию. Всё же удалось доказать, что третий ребенок находится у мужа на иждивении. 14 декабря нам ответили, что супруга нужно досрочно демобилизовать, — рассказала Илона, жена одного из мобилизованных.
По ее словам, главный по вопросам мобилизации в Тюменской области должен был отвезти документы с решением комиссии в зону СВО.
— 29 декабря нам сказали, что поедет представитель от Тюменской области в зону СВО и отвезет все документы. Но документы до нашего батальона он не довез и передал людям, которые увезли их. Они в течение трех дней поступили, — говорит Илона.
Женщина уверяет, что все переданные бумаги должны были дойти до места назначения. Она считает, что командир батальона просто не хочет подписывать увольнительные.
— И мы не знаем, как на него повлиять. Мы просим компетентные органы власти взять ситуацию под контроль, а не отправлять очередные отписки и делать вид, что их это не касается! Мы устали добиваться результата по Тюменской области, надо будет — пойдем дальше, в Москву, — говорит Илона.
Рассказы двух других женщин аналогичны. Документы с данными их мужей отправили, они дошли — и потом неизвестно куда исчезли.
— Муж связывался с командиром батальона, и ему объяснили, что документов не было и нет. Мы просто не видим ни конца, ни края. Некоторых военных в это же время отправили домой. Выписку из протокола мы отправили гуманитарной помощью, но всё равно документов нет. С мужем мы на связи. Он, как и все, продолжает заниматься тем, что делают остальные военнослужащие, — рассказала супруга одного из мобилизованных.
Документы мужа Елизаветы, по ее словам, пришли в часть 26 января. Как сложилась их дальнейшая судьба — неизвестно.
— Сначала я пыталась решить проблему с местным военкоматом. Там говорили: «Ничего у вас не получится, можете не пытаться». Потом я узнала, что некоторые жены писали президенту и им пришел положительный ответ. Я так же поступила: написала в аппарат президента, и они отправили запрос в ЦВО (Центральный военный округ). Ответ пришел положительный — мужа демобилизовали по причине многодетности. У нас трое детей. Мы отправили документы к мужу в часть, но дальше ничего никто не знает. 26 января документы были на месте, но потом они пропали. Всё сводится к тому, что командир батальона всё делает специально, — считает Елизавета, жена мобилизованного.
Что делать в таких ситуациях?
Главный документ — отмена решения призывной комиссии — у всех женщин есть на руках. Механизм работает так: эту бумагу отдают на подпись военному комиссару, потом решение об увольнении должен подтвердить командир части. По сути, от его подписи и зависит судьба мобилизованных.
По словам адвоката военной коллегии Москвы, подобные случаи в его практике были. Как правило, говорит Владимир Тригнин, солдат должны были вернуть через несколько дней после того, как документы попали командиру в часть. Иначе нужно обращаться в прокуратуру.
— Это, конечно, незаконно. Нужно сделать два неотложных действия: обратиться в органы прокуратуры по месту дислокации части. Они проверят действия командира, насколько они отвечают требованиям действующего законодательства. В случае отмены решения командир по ходатайству военного комиссариата должен возвратить военнослужащего в военный комиссариат по месту установки на воинский учет.
Второе. Нужно взять ходатайство от военного комиссара. В нем он указывает основание для возврата и саму выписку из решения вышестоящей комиссии. И представить это командиру части. Если это сделано, но положительного решения нет, необходимо обжаловать решение командира части. Гарнизонные военные суды по месту нахождения гражданина рассматривают подобные категории дел. Гарнизонный суд достаточно быстро рассматривает такие дела. И самое главное — нужно попросить решение суда обратить к немедленному исполнению, — рассказал Владимир Тригнин, председатель военной коллегии города Москвы.
На вопрос о том, почему мужчин не возвращают с зоны проведения СВО, в информцентре правительства нам посоветовали обратиться в ЦВО. Мы отправили запрос в военкомат Тюменской области и Минобороны — ответы ожидаются.
Ранее мы писали о том, как жены мобилизованных пытались вернуть своих мужей домой. Как мобилизовали тюменцев, родные призывников рассказали нам.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.