Девять месяцев маленькая Василина находится в коме. После рождения она не открыла глаза и даже не закричала. Для ее мамы, 26-летней Лидии Васильевой, это были первые роды. Лидия выносила ребенка без проблем, но теперь ее дочь постоянно подключена к аппаратам искусственного дыхания. Молодая мама пытается выяснить, по чьей вине ее ребенок с рождения в коме.
Беременность и роды
По словам Лидии, во время беременности никаких патологий и отклонений в развитии ребенка врачи не замечали. Женщина по совету знакомых решила рожать в тюменском роддоме № 3. Она рассказывает, что врач, которая ее наблюдала, заявляла, что роженице сделают кесарево сечение.
— Во время консультации врач мне говорила, что с моим весом и узким тазом мне лучше сделать кесарево. Позже я об этом просила врачей в роддоме, но они решили, что я должна рожать сама, — рассказывает Лидия Васильева.
На 39-й неделе беременности, в конце декабря, Лидия поступила в роддом. Оказалось, что были ложные схватки. А данные УЗИ говорили о том, что у роженицы маловодие и обвитие пуповины. Роды в итоге не начались, и девушку вернули домой. Второй раз Лидия поступила в роддом 7 января 2022 года. Говорит, она опасалась, что с ее комплекцией — до беременности она весила 42 килограмма — не сможет родить крупного ребенка, поэтому предложила заведующей сделать ей кесарево сечение.
— Все-таки дело шло к 42-й неделе. Заведующая говорит: «Нет! Все рожают, и ты рожай!» Дали мне таблетки «Мифепристон» (антипрогестагенное лекарственное средство, используется для прерывания нежелательной беременности, а также при неразвивающейся беременности на ранних сроках без хирургического вмешательства — медикаментозного аборта). Три дня я их попила. На тот момент они знали, что у ребенка обвитие пуповиной и у меня маловодие. Но врачи посчитали, что нет показаний, чтобы вызвать роды раньше. На четвертый день, 9 января, в районе двух часов у меня начались схватки.
Лидия признается, что роды дались тяжело.
— Они уже увидели, что ребенок больше трех килограммов и то, что мне тяжело выдавить. Я говорила, что у меня нет сильных схваток, — они просто игнорировали. Говорят: «Нет такого слова "не могу" — рожай». Так получилось, что ребенок рождался очень долго, — рассказывает Лидия.
Вес девочки составил 3,4 килограмма. После рождения Василина не закричала. Ее положили к матери, но Лидия не успела разглядеть свою дочь — ребенка сразу забрали реанимировать. Через два часа малышку из родильного дома № 3 перевели в перинатальный центр на улице Даудельной, в реанимацию. Позже Лидия узнает, что Василина впала в кому из-за того, что задохнулась при родах. Мозг ребенка атрофировался из-за асфиксии, то есть удушья. Новорожденной предстояло пролежать под аппаратами шесть месяцев.
Василина в коме
11 января 2022 года Лидию Васильеву выписали из роддома — одну, без дочери. В выписном эпикризе было указано, что у ребенка были признаки гипоксии — состояние, которое возникает в результате нехватки кислорода. Несколько недель мама лежала в перинатальном центре вместе с дочерью, которая так и не вышла из комы. Состояние девочки не улучшалось.
— Мы шесть месяцев пролежали в перинатальном центре. Так как Василина выросла, ее состояние не менялось, ей не требовалась помощь реанимации, нас перевели в реабилитационный центр «Надежда», где уже оказывалась паллиативная помощь (помощь неизлечимо больным. — Прим. ред.). Из-за того, что дочь постоянно находилась под ИВЛ, у нее пострадали легкие, — рассказывает Лидия Васильева.
Это не единственные проблемы со здоровьем, которые появились у маленькой девочки. Так как она лежит недвижимо, у нее появилась контрактура тазобедренных суставов (сустав теряет подвижность из-за образования рубцовой ткани и стягивания суставных капсул, сухожилий). Начались проблемы с почками.
Центр «Надежда» в Тюмени оказывает доврачебную, врачебную и специализированную помощь детям. На базе центра работает отделение паллиативной помощи.
Кто виноват?
В апреле 2022 года Лидия Васильева начала разбираться в том, что случилось с ее дочерью. Почему ребенок развивался нормально, а родился больным? Она написала письмо в прокуратуру. Там через месяц его спустили в Департамент здравоохранения Тюменской области. От депздрава получить ответ Лидии удалось не сразу. Документ, по словам женщины, пришлось выбивать со скандалом. В итоге 5 июля молодая мама получила объяснение.
В нем областной департамент здравоохранения сообщил Лидии Васильевой, что после произошедшего с ее дочерью провели внеплановую проверку. Она выявила нарушения в оформлении медицинской документации, и депздрав потребовал у главврача устранить их. Других нарушений не нашли. По мнению экспертов ведомства, избранная тактика ведения родов Лидии Васильевой «соответствовала норме, показаний для проведения кесарева сечения не было».
Тем не менее у Василины случилась внутриутробная гипоксия. В депздраве это объяснили тем, что такое иногда случается. Шансы — 0,5–0,9%.
— К сожалению, и в настоящее время акушерская ситуация может в короткий срок развиваться неблагоприятным образом, что невозможно предусмотреть и предотвратить в 100% случаев. Так, согласно литературным данным, внутриутробная гипоксия новорожденных и асфиксия при родах в мире возникает в 5–9 случаях на 1000 родившихся живыми. Сразу после рождения вашему ребенку в соответствии с клинической ситуацией были начаты лечебно-диагностические мероприятия, — заявили в Департаменте здравоохранения Тюменской области.
После того как стало ясно, что девочка задохнулась, по словам депздрава, начали необходимые лечебно-диагностические мероприятия, в том числе терапевтическую гипотермию. Также проведена консультация специалиста центра медицины катастроф. После того как специалист лично оценил состояние Василины, ее перевели в перинатальный центр, в реанимацию.
Лидию Васильеву не устроило объяснение врачей. Она потребовала повторно провести проверку роддома. На этот раз в ответе Департамент здравоохранения Тюменской области указал, что «аномалий родовой деятельности, признаков гипоксии плода не было зафиксировано». Это предложение противоречит тому, что было указано в выписном эпикризе, где ранее четко было обозначено, что были «признаки гипоксии плода».
Редакция 72.RU пообщалась с сотрудником одного из тюменских перинатальных центров, чтобы он пояснил, откуда могут возникнуть разногласия в выписном эпикризе и ответе депздрава.
— Банально человеческий фактор. Возможно, в выписной эпикриз попала часть диагноза другой пациентки. Если ребенок рождается тяжелый и уходит в реанимацию, мы всегда в первую очередь будем предполагать какую-то возможную гипоксию, а эксперт пишет уже, скорее всего, основываясь на результатах анализов и исследований ребенка, которые, возможно, выявили причину данного состояния или не подтвердили гипоксию внутриутробно или в родах, — рассказывает сотрудник перинатального центра.
Встреча с главврачом и следователями
Молодая мама решила собрать документы для обращения в суд. Она обратилась в родильный дом № 3, чтобы ей отдали все выписки. По ее словам, в течение трех недель никакого ответа не было. После она решила написать негативный отзыв в 2GIS, а затем с ней связалась главврач больницы и предложила встретиться.
— Она предложила психологическую помощь. Спустя семь месяцев после родов! А также вести мои следующие роды. Если будут показания, сделают кесарево. Какие показания, если, по словам врачей, у меня и тогда их не было? Я спрашивала, почему мне не помогли родить моего ребенка? Почему щипцами или вакуумом не достали? Мне она сказала: «Вы понимаете, что такое рожать щипцами?» А сейчас что-ли лучше, то что сделали с моим ребенком? Что мне теперь делать? — рассказывает Лидия.
После встречи с главврачом роддома Лидия отправилась в Следственный комитет. Там не нашли признаков преступления. Молодая мама считает, что проверка проводилась невнимательно, так как ни у кого не возникло вопросов, почему в выписном эпикризе говорится о признаках гипоксии плода, а ответах депздрава этих признаков нет.
— Мы хотим добиться справедливости, чтобы такие случаи не повторились: когда ты вынашиваешь абсолютно здорового ребенка, а потом тебе отдают больного. Как такое произошло?
По словам женщины, состояние Василины не меняется несколько месяцев. Родителям остается только ухаживать за ней, опасаясь, что в любой момент они могут ее потерять. Лидия не надеется на то, что Василина внезапно может выздороветь и станет обычным ребенком, но бросать малышку на произвол судьбы тоже не хочет. Она будет рядом с дочерью постоянно.
— Лежим, как овощ. Прогнозы неблагоприятные. Мы можем потерять ее в любой момент. Даже вчера мы приезжали с мужем к ней. Во время визита ребенок на аппарате начал синеть. Пока врачи не пришли, мы с мужем дочь мешком Амбу (ручное дыхательное устройство) откачивали. Это очень сложно. Домашний уход ей не подходит, — рассказывает Лидия.
Тюменка и ее супруг продолжают каждый день навещать дочь, состояние которой не улучшается. Отчаявшиеся родители планируют судиться с родильным домом № 3. Редакция 72.RU обратилась за комментарием в Департамент здравоохранения Тюменской области. Там заявили, что не могут «разглашать сведения, составляющих врачебную тайну».
— Всего за 2021 год в Тюменской области родилось 18 528 детей. Роды, осложнившиеся асфиксией или гипоксией новорожденного, составили 0,02%, — заявили в Департаменте здравоохранения Тюменской области.
В конце сентября Следственный комитет России начал проверку после того, как новорожденной девочке в больнице сожгли кончик носа. Дело дошло до главы СКР Александра Бастрыкина. Также в отношении сотрудников тюменского перинатального центра возбудили после смерти новорожденного ребенка. Мальчик появился на свет 20 июля, а через два дня его не стало. Сейчас идет предварительное следствие, после окончания которого станут известны имена виновных в гибели младенца.