Тюмень последние несколько лет активно застраивается. На месте, где раньше располагались заводы, появляются многоэтажки. Бетонные высотки сменяют деревяшки. В такие моменты решается судьба людей. Они покидают родные пенаты и переезжают в другие районы — по своей воле или вынужденно. Во втором случае горожане договариваются по условиям с застройщиком или властями. Иногда с помощью судебных разбирательств. Эта история — не из таких: 61-летняя тюменка Галина Сапкулова лишилась жилья, а переезжать в Антипино она всячески отказывается. Что последовало за этим, читайте в материале 72.RU.
Вся жизнь в одном доме
Галина Сапкулова прожила в квартире на улице Ватутина,7 почти всю жизнь. Жилплощадь — муниципальная. Жизненные пертурбации стали происходить в прошлом году, а предтеча этих событий произошла в далеком 2016 году. Тогда власти отдали территорию, куда попал и дом Сапкуловой, под застройку. Спустя два года двухэтажку признали аварийной.
Тем не менее тюменка жила в этом доме и воспитывала своих внуков, которые у нее находились под опекой с 2015 года — после того, как их родители умерли.
— У меня под опекой было двое детей. Не просто взятые с улицы, а мои внуки. У них папа умер в 2013 году, а мама в 2015-м. Дети остались одни. На протяжении семи лет мы проживали на улице Ватутина, — рассказывает Галина Сапкулова.
Антипино — новое гетто?
Все изменилось в 2021 году. Тогда городской департамент имущественных отношений обратился в суд с требованием о выселении Галины Сапкуловой, ее семьи и переселении их в квартиру, расположенную на улице Беловежской — в Антипино. С чем пенсионерка не согласилась. Она недовольна инфраструктурой в том в районе. Прямо противоположное она говорит про ту местность, откуда ее выселяют — тут поликлиника, стоматология, школа, детсады, рынки.
— Во время суда я категорически отказывалась от этого жилья. Так как, во-первых, это окраина города; во-вторых, находится в кольце промышленных предприятий. Среда неблагоприятная для проживания. Из благоприятного района [где она жила] — это относится к центру города — переселяют в неблагоприятный [Антипино]. Это окраина города, где полностью отсутствует социальная инфраструктура. При таком переселении полностью нарушаются права человека. Я так и не поняла. Это у нас как — микрорайон отделен от города на 15–20 километров. Выходит так, что фактически построенное новое гетто? Вот именно для переселенцев из аварийного жилья и детей-сирот. Больше там никто не живет, — возмущается Галина Сапкулова.
Однако суд в декабре прошлого года встал на сторону истца и удовлетворил его требования. Апелляция тюменке ничем не помогла.
— Судья вынесла свои доводы, что проживать в аварийном жилье опасно детям для здоровья. Это спустя три года судья выносит такие выводы! А то, что мы прожили здесь три года, во внимание не бралось. Мы знать не знали, что дом аварийный, хотя ни стены, ни потолки не рушатся. Смысл заключается, что здесь нужно на этой территории построить высотки. Чтобы их построить, нужно дома признать аварийными. Так как, не признав дома аварийными, их нельзя по закону сносить, — продолжает собеседница.
«Это смерть для меня — подняться на пятый этаж»
После судов у женщины забрали внуков. С конца прошлого года они находятся в детдоме.
— Детей лишили всего: проживать с бабушкой, дома — полностью всего, — жалуется Сапкулова.
При этом ей предлагали альтернативный вариант — квартиру на улице Щербакова, находящуюся в трех километрах от старого жилья. Но и этот вариант Сапкулову не устроил. Как она объясняет, из-за этажности и проблем со здоровьем.
— Данная квартира находится на пятом этаже. Это пятиэтажное здание, без лифта. Я могу подняться до второго этажа. А дальше у меня все, начинаются сердечные приступы. Это смерть для меня — подняться на пятый этаж. Конечно, я отказалась. Если это недоступное для меня жилье. Это то же самое, если жить в подъезде или на улице. Вы со своей стороны предоставили жилье, а то, что я буду жить в подъезде или на улице, вас это ни грамма не интересует. Вас не интересует мой пенсионный возраст, здоровье. Хотя на суде оглашалось мое состояние здоровья, — негодует Галина Сапкулова.
В конечном счете она осталась без квартиры и сейчас проживает у знакомой. Ее младший сын, как выразилась собеседница, «на работе», а старший — у друга детства.
«Я стала просто бичевкой»
Тюменка хочет вторичное жилье в том районе, где проживала раньше. По ее мнению, для администрации и застройщика «это раз плюнуть».
— Это указ президента — заниматься расселением аварийного жилья и предоставлять новое. На это немаленькие деньги из государственного бюджета выделены. Я не вижу никакой здесь проблемы. Новостройка стоит пять миллионов рублей, а теперь оттолкнемся на вторичное жилье — его можно за 3,5 миллиона рублей. Вы здесь даже выгоду имеете. Я не прошу у вас какие-то хоромы, коттеджи. Все, что я попросила, — это вторичное жилье по месту проживания, чтобы я могла переехать туда, забрать деток и дальше продолжать жить. Потому что здесь инфраструктура играет большую роль как в моей жизни, так и в жизни детей. Пятиэтажные можно отбросить, потому что там нет лифта. А что касается девятиэтажного, то здесь тоже нужно подбирать этажность. Мало ли лифт сломается, и человек должен будет подниматься, — рассуждает Сапкулова.
Она говорит, что дети плачут и ждут того дня, когда их заберут. Но Сапкулова этого сделать не может, потому что нет своего жилья. Поэтому навещает внуков в детдоме.
— Но у меня на сегодняшний день нет жилья. Я на улице. Вот натуральным образом в качестве бичевки. Прожила 60 лет в этом доме. А на сегодняшний день дело к пенсии — я стала просто бичевкой. Вот так разрушили семью, — сетует Галина Сапкулова.
Останавливаться она не собирается. Впереди — кассационная жалоба. Но в случае необходимости, уверяет Сапкулова, готова идти дальше.
Что говорят власти?
В областном департаменте соцзащиты корреспонденту 72.RU пояснили, что вопрос устройства детей под опеку Галины Сапкуловой будет рассмотрен после того, как она решит жилищный вопрос.
В городском департаменте имущественных отношений объяснили решение обратиться в суд тем, что с Сапкуловой согласие на переселение из аварийного дома не достигли. А проживание представляло «непосредственную угрозу жизни и здоровью нанимателя и несовершеннолетних детей». Поэтому, отметили в департаменте, вынужденно обратились в суд и с иском о выселении семьи Галины Сапкуловой и переселении в дом на улице Беловежской. И добавили, что «в качестве исключения» предлагали другую квартиру.
— Учитывая отказ Сапкуловой от переселения в жилое помещение, переданное застройщиком, обусловленный необходимостью проживания детей именно в прежнем районе, департаментом в качестве исключения было предложено для переселения другое жилое помещение из числа муниципального жилищного фонда социального использования, расположенное в районе ее прежнего проживания по улице Щербакова. Сапкулова от указанного варианта переселения и осмотра жилого помещения отказалась, — добавили там.
При этом в департаменте уточнили, что законодательство не предусматривает выбор гражданами района, дома, где будет предоставляться квартира взамен. Выплаты денежной компенсации тоже нет. Только другое жилье по договорам соцнайма.
А что в Антипино?
Антипино — один из развивающихся районов. Является крайней юго-восточной точкой города. Когда-то это был поселок, но со временем стал окраиной Тюмени. В прошлом году корреспондент 72.RU делала обзор по Антипино, прогулялась по местности и рассказала, что там есть.
В планах у тюменских властей и дальше обустраивать район. Там в течение нескольких лет построят два завода и приют для животных.
В Антипино не только отправляют жить, но и некоторых тюменцев из этого района переселяют ближе к городу. Кто-то из них обзавелся квартирами в трехцветных «свечках» рядом с улицей Воровского. Как живут там, читайте в нашем материале.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.