В Тюмени опустела половина огромного торгового центра «Кристалл». Известные мировые бренды из-за военной операции на Украине прекратили поставки в Россию. За несколько дней тюменцы лишились магазинов всей сети Inditex (Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull&Bear, Stradivarius, Uterqüe), H&M, Mango, IKEA, SEPHORA и Levis. Также заявила об уходе с рынка кофейня Starbucks.
Как отнеслись к закрытию тюменцы и где сейчас они покупают одежду? Почему в «Кристалле» до сих пор работают зарубежные магазины Calvin Klein, Swarovski, Adidas и Nike, которые не так давно говорили о своем закрытии? Мы побывали накануне в ТЦ и пообщались с продавцами и покупателями.
Этаж с тремя покупателями
Первый этаж выглядит особенно одиноко. Железными воротами заперто около десяти магазинов. В них до сих пор хранятся товары, которые не скупили перед закрытием. Когда они полностью опустеют — неизвестно. Манекены с весенней коллекцией остались одетыми в вещи, которые уже невозможно купить.
На скамейке перед закрытыми дверьми сидит мужчина.
— Да плевать мне на эти бренды. Я в них не одевался, — говорит он и уходит.
С ним не согласилась девушка.
— Я одевалась в Zara. Сейчас еле как отыскала нормальную одежду в Mohito. Наверное, сейчас в шоурумы пойду. А вообще, я работаю в «Красном&Белом». Весь алкоголь взлетел в цене, причем даже российский. Мы сами в шоке. Закрывали бы всякие «Лакосты», которые никому не нужны, — возмутилась тюменка.
Магазины Adidas, Calvin Klein, Swarovski и Lacoste работать пока продолжают. По словам продавцов, дело в том, что они открыты по франшизе. Новые поставки им по-прежнему приходят и приостанавливать их не планируют. Из изменений только взлетевшие цены, которые покупателям брендов дискомфорта не доставляют.
— Сейчас, в принципе, у нас всё хорошо. Поставки приходят. У нас недавно было собрание с руководством, и сказали, что будем работать в обычном режиме. Даже ажиотажа не было совсем. Переоценка происходит довольно часто, цены особо не повысились. Единственное, скидки были в честь 8 Марта, но их отменили. Карты лояльности действуют, — рассказала Елена, продавец магазина Adidas.
В Calvin Klein тоже отметили, что изменений не планируется.
— Нас не закроют, потому что мы работаем по франшизе. Поставки прошли уже. Всё хранится на границе. Сейчас ждем. У нас цены повысились на 20%, на официальном сайте — на 40%. Максимум цена на 2,5 тысячи выросла. Это не сильно заметно. Ажиотаж есть, но очень много пустого трафика. К примеру, люди шли в «Бершку», но увидели, что она закрыта, и пришли к нам. Но это немного другой контингент, — объяснили в Calvin Klein.
Продавцы французского бренда Lacoste за судьбу магазина тоже не переживают.
— Мы французский бренд. Пока не было никакой информации о закрытии. У нас всё производство вещей из Турции, поэтому вряд ли мы закроемся. Цены повысились на 20%. Поставки у нас есть, всё по-старому, — рассказали в Lacoste.
Американский бренд с российской матрешкой
На втором этаже ничего не закрылось. Однако людей там немного. В кинотеатр, который раньше, по словам сотрудников, посещало около двух тысяч человек, сегодня приходит около тысячи. Продавец американского бренда Crocs тоже переживает за свою судьбу.
— Цены у нас поднялись минимум на 1000 рублей. Боимся, конечно, что закроют. Боимся потерять работу. Я начала закупать сахар уже, готовиться к дачному сезону. А вообще, я думаю, что бренды скоро вернутся. Российский рынок же огромный. Они нуждаются в нас, — поделилась переживаниями продавец Crocs.
Кажется, что большинство тюменцев, как и продавца Crocs, больше волнует сахар и подорожание крупы. У выхода часто встречаются покупатели, идущие из «Ашана» с белыми мешками, без пакетов одежды. Многие делятся своими беспокойством насчет продуктов первой необходимости, которые стали скупать последние дни. Некоторые и вовсе о закрытии брендовых магазинов не слышали, кто-то совсем не верит в их окончательный уход с российского рынка и прогнозирует скорейшее возвращение.
Бренды закрыты навсегда? Мнение экономиста
Экономист дал свой прогноз насчет судьбы иностранных брендов.
— С точки зрения экономики уходить из России нецелесообразно — очень большой рынок. Для некоторых иностранных компаний Россия № 2 и № 3 в их портфеле продаж. Я думаю, что, безусловно, какая-то часть компаний уйдет из нашей страны, но большая точно вернется. У этих компаний есть акционеры, которые также могут спросить: «А какие причины-то были сюда не возвращаться, кроме политики?» В 2014 году тоже была достаточно яркая реакция на политические события, но мы приспособились, потом и наши коллеги из других стран нашли пути взаимодействия. Думаю, что решения со стороны компаний будут приниматься очень быстро. Если они через короткое время не вернутся, то рынок займут просто другие игроки. Потому что альтернативы есть почти во всех областях, — рассказал экономист Иван Вилков.
Ранее мы побывали на рынке, в супермаркете и круглосуточном в разное время. Продавцы рассказали нам, на что в первую очередь вырастут цены, а с какими покупками можно повременить.