Город репортаж Зарабатывают 5 тысяч и часами стоят на холоде. Как обочины в Тюмени превратились в денежное место у мигрантов — репортаж

Зарабатывают 5 тысяч и часами стоят на холоде. Как обочины в Тюмени превратились в денежное место у мигрантов — репортаж

Многие вынуждены стоять возле проезжей части неделями. Здесь всех объединяет одно: дорога и желание поскорее вернуться домой

Рабочие признаются, что иногда могут неделями стоять без работы

Мы подъезжаем к улице Щербакова. На обочине, напротив заправки, стоит толпа, люди — с рюкзаками и сумками. Все они — иностранцы, для которых место на улице стало единственной возможностью получить работу. Мужчины стоят и внимательно смотрят на проезжую часть. Они ждут тех, кому понадобятся их услуги по ремонту или строительству.

Не успевает наша машина полностью остановиться, как к ней наперегонки бегут четыре человека. Они облепляют авто вокруг. Один из рабочих пытается открыть дверь и сесть в салон. Мы останавливаем его и выходим сами. После разъяснений о том, что мы приехали просто поговорить, с русского языка компания неожиданно переходит на таджикский. Начинается бурное обсуждение, из которого понятно только слово «патент». Разговор обрывается. Три человека быстрым шагом спешат подальше от нас и переходят через дорогу на соседнюю улицу. Остаемся в компании мужчины, который оказывается единственным, кто решает говорить.

О том, почему в Тюмень приезжают иностранцы и выбирают работу на улице, как они выживают на 5 тысяч и почему скрываются от чужаков, — репортаж Анастасии Малышкиной.

«Я не хочу больше бояться». Почему иностранцы оказываются на обочине и с осторожностью относятся к чужакам

Джавакир — один из немногих, у кого есть два преимущества перед коллегами: для работы ему не нужен патент, и он хорошо владеет русским. Право трудиться без документа, что значительно облегчает существование в России, позволило бесстрашно рассказать нам о всех сложностях жизни в чужой стране. Молодой человек приехал из Киргизии год назад. В 28 лет у него есть жена и двое детей, семья осталась на родине. Сам он оказался в Сибири, потому что в Киргизии, по его словам, только низкооплачиваемая работа или ее совсем нет. В Тюмени, несмотря на ежемесячные расходы на жилье и прописку, заработать можно больше.

Трудовой патент — это документ, который оформляют иностранные граждане, чтобы легально работать на территории России. Его выдают тем, кому не нужна виза. Например, гражданам Азербайджана, Украины, Узбекистана, Абхазии, Македонии, ЮАР, Аргентины. Исключение — граждане Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии. На эти страны не распространяются квоты на выдачу приглашений на въезд в Россию для осуществления трудовой деятельности. Если работник, которому нужен патент, трудится без него, это влечет за собой штрафные санкции как для самого работника, так и для его работодателя. Штраф для работника составляет от 2 до 5 тысяч рублей в зависимости от региона. Если иностранец нарушит закон повторно, ему грозит не только штраф, но и депортация с запретом повторного въезда на 5 лет.

Джавакир стесняется повернуться к объективу лицом. Говорит, что фотографироваться не любит и давно этого не делал

Обочина дороги на Щербакова начинает наполняться людьми в 7 утра. К этому часу рабочие едут, чтобы занять место у дороги. Их участок для ожидания определить можно безошибочно. Прямо возле проезжей части они оборудовали уголок для ожидания клиентов: возле дерева стоит скамейка, на стволе — сучок, который превратился в приспособление для тяжелых сумок.

В дождь и холод рабочие приходят к дороге, потому что для них это единственная возможность заработать

— В Тюмени люди добрые. Денег много. На родине могу получить где-то 200 долларов, а тут уже 500 заплатят. Заработок зависит от объема работ. Еще я работаю на заводе упаковщиком, эта работа мне не нравится. Ну, на обочине-то побольше можно заработать. Я хочу официально устроиться, но не могу. Не хочу больше бояться. Хочу купить в Тюмени землю, перевезти семью. А как это сделать? Официально меня никто не берет. Хотя я без патента могу работать, и прописка есть, — говорит Джавакир.

— Нельзя всё конкретно говорить. А то квартира подорожает, патент подорожает, — перебивает его коллега и быстро уходит.

Когда рабочие поняли, что наличие патента мы не контролируем, то самостоятельно стали подходить. Однако русский никто из них хорошо не знает.

«Кто-то — из Киргизии, Узбекистана, Таджикистана. Страны СНГ, короче!» — хором говорят иностранцы

На обочину Джавакир приезжает из другого конца города — с улицы Бабарынка. Там он снимает однокомнатную квартиру вместе с еще четырьмя другими людьми. Мужчина признается, что арендаторы часто не хотят заселять иностранцев, не объясняя причин. Помимо коммунальных и арендных платежей, каждый месяц приходится отдавать 3 тысячи рублей за прописку, говорит он. Для того чтобы зарабатывать больше, Джавакир снимает видео на YouTube. Таким способом молодой человек пытается найти клиентов.

Джавакир снимает ролики про стройку. Он мечтает, чтобы его канал стал популярным и появилась возможность зарабатывать на рекламе

— Я плотник. У меня есть собственный канал в интернете. Я рассказываю про стройку. У меня 2000 подписчиков. Я не получал образования. Мой дед был плотником, папа был плотником. В России эта профессия востребована. Ваши ребята не хотят физически работать. Они сильно ленивые. С маленького возраста родители не заставляют их трудиться, — говорит Джавакир.

Молодой человек в ближайшее время в Киргизию возвращаться не планирует. Говорит, что сильно скучает по семье, в Тюмени остается из-за денег: ему нужно обеспечивать родных и отправлять деньги жене.

«Никто у нас за место работы не дерется. Кто русский лучше знает, того в первую очередь берут», — говорит Джавакир

Выжить на 5 тысяч: «Доширак» — каждый день, работа без выходных и постоянное желание уехать на родину

Помимо Зареки, есть в Тюмени еще одно излюбленное иностранцами место — Московский тракт. Здесь рядом — строительный магазин, из которого постоянно выходят люди с материалами для ремонта. Купившим строительные принадлежности необходим мастер. А тут он находится сразу после выхода из двери «Стройдвора». Поиски — дело секундное, потому что иностранцы постоянно следят за потенциальными клиентами и сами подходят к тем, кто успешно закупился в желтом магазине.

В другой части города иностранцы оказались дружелюбнее. Они поговорили с нами только при условии, что их фото крупным планом мы делать не будем

Первым к нам подходит Мурат. У него хорошее настроение: на следующий день он едет в Таджикистан, к родным. Там его ждут жена, дети и внуки. Мурату уже 50, но он говорит, что от физической работы нисколько не устал.

— Я здесь без выезда уже год. В Тюмень езжу на протяжении лет 10. По семье соскучился. Я тут, потому что за день можно заработать полторы тысячи. Правда, иногда можно ждать 7 дней, и никакой работы не будет. Тогда приходится экономить. Ну, на еде можно. Мы можем есть весь день сухую лапшу или рис, — рассказывает Мурат.

К диалогу присоединяется его коллега.

— А для чего мы работаем? Для детей, жены, внуков. Патент стоит 6 с половиной тысяч. Еще и квартира, еда. Жене отправляю 10 тысяч. Она не работает. Женщинам не положено. Кстати, у нас в Таджикистане бензин стоит 80 рублей, а здесь — 50! Там всё дороже. Себе оставляю 5 тысяч. Отдыхаем здесь. Пока стоим. Зимой тоже будем работать. К примеру, снег разгребать, — говорит мужчина.

Он признается, что мечтает быстрее уехать на родину, но получится это сделать нескоро.

— Там тепло. Там солнцем заряжаешься. А здесь иногда в холоде стоишь, а толку нет. Вон вчера весь день прождали, а только под вечер нас увезли делать забор. Взяли четверых. За всё заплатили 8 тысяч. Но мы и тому рады были.

Мурат уже завтра поедет домой. В конце разговора он сам подошел к нам, чтобы мы сделали фото. Говорит, что в Россию вернется только летом, потому что зимой здесь заработать можно не больше, чем в Таджикистане

После этого наш диалог обрывается. Собеседники видят: к магазину подъехала новая машина. Самый проворный залазит в авто, еще несколько человек в этот момент разговаривают с владельцем. Один из них садится в салон, и они уезжают.

Вы приехали в Тюмень на заработки из другой страны? Расскажите о трудностях, с которыми вам пришлось столкнуться в России. Редакции интересно узнать ваши истории
Звоните8 (3452) 56-72-72
Мы в соцсетях

Ранее мы побывали в отделении миграционной службы на Харьковской. И выяснили, какие у иностранцев в Тюмени возникают сложности. Чтобы остаться работать или жить в Тюмени, переселенцам приходится терпеть неудобства, которые в XXI веке информационных технологий кажутся дикостью.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
136
ТОП 5
Мнение
Почему Тюмень превращается в Грязень? Журналист задает вопросы об уборке на улицах
Анонимное мнение
Мнение
«Где то мерило, достаточно ли ты хорош?»: тюменский акушер-гинеколог — о темной стороне достигаторства
Анонимное мнение
Мнение
«Прекратите транслировать больные убеждения». Тюменка — про женщин, которые не могут жить без скандалов
Анонимное мнение
Мнение
«Все скупают масло и сыр»: кондитер из Тюмени — о том, что будет со стоимостью тортов
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления