Фото пользователя

Светлана Иванова

мать ученицы на семейном обучении
Фото пользователя

Светлана Иванова

мать ученицы на семейном обучении

«Ребенок заявил, что в школу больше не пойдет»: колонка тюменки, чья дочь выбрала обучение дома

Школьница выстроила всё обучение дома сама. Рассказываем, как это удалось

Школьное обучение далеко не всем нравится. В первую очередь из-за качества преподавания

Школьное обучение далеко не всем нравится. В первую очередь из-за качества преподавания

Поделиться

Тема раздора среди тюменских родителей — обучение в дистанционном формате. Одни уверяют, что их дети не учатся нормально и портят здоровье, сидя за компьютерами, а другие, что школьников пока рано отправлять на занятия. На этом фоне совсем забыли про ребят, которые на постоянной основе выбрали семейное обучение. Тюменка Светлана Иванова рассказала, почему предпочитает, чтобы ее дочь училась дома. Перевела она ребенка на этот формат в первую очередь из-за качества преподавания в обычных учебных заведениях. Она уверена — простые тюменские учителя не могут конкурировать с профессорами лучших университетов страны. Подробнее читайте в колонке от первого лица.

Домашнее обучение — это образование в школе, но вне основного потока. К ребенку приходят учителя (или сам он приходит в школу в назначенное время) и занимаются с ним индивидуально. Семейная же форма обучения — это только совместное желание ребенка и родителей учиться дома без каких бы то ни было медицинских показаний.

Больше не вернется в школу

Что нужно, чтобы 11-летняя школьница сама решила перейти на семейное обучение? Моя дочь все младшие классы обучалась в школе, но после она попала в 5-й класс, куда «набили» 32 человека, большую половину из которых вопрос, зачем они ходят в школу, поставит в тупик. Но, наблюдая за ними, несложно ответить: общаться; опаздывать на семь уроков из шести; упираться взглядом в учителя после его окрика; забывать сменку.

Мы получили классного руководителя, намертво застрявшего в недрах прошлого столетия, наделенного талантом не замечать, что творится в классе, транслировать указания школьного руководства и обижаться на непонимание родителей и постоянный шум.

Но и в этом всем дочь от всей души смогла полюбить русский язык благодаря прекрасному педагогу, к сожалению, быстро уволившемуся из этого ада. Взамен в класс пришел заслуженный учитель, при котором великий и могучий в момент съежился в комок, стал колючим, серым и невзрачным.

Итак, закончив год преимущественно на 5 и придя домой с общей фотографией класса, ребенок заявил с порога, что больше в школу не пойдет. Сразу же предложила мне разобраться, какие предметы можем потянуть сами, какие — с репетиторами. Я написала заявление в департамент, и нашим девизом стали свобода и ответственность. В департаменте никак не отреагировали на желание отправить ребенка на семейное обучение и не стали препятствовать.

В конце лета составили учебное расписание, решили, что в шестом классе обойдемся без репетиторов.

Как учиться дома

Наша бабушка — гений математики — помогала по алгебре и геометрии. Русский, литература, история, иностранные — были на мне. Остальное ребенок учил по учебникам плюс тренировочные тесты из интернета.

Первый год на семейном был самым трудным. Произошла серьезная перестройка всего подхода к учебе. Самостоятельность ребенка, подстегиваемая личной ответственностью, выросла необыкновенно! Дочь теперь сама выбирает, что ей учить, какие программы и темы ей интересны. Даже летом прошла курс финансовой грамотности. Его преподаватель из Высшей школы экономики вела. Всё это она делала самостоятельно, без моего участия.

Дочь училась только первую половину дня. Дальше — гимнастика и бассейн. Лыжи и теннис с дедушкой. Если говорить о социализации, то моя дочь общается с ребятами в кружках, гуляет с подружками. Сейчас, во время пандемии, конечно, никуда не сходить, поэтому проблемы с общением со сверстниками есть не только у нас, а у всех школьников.

Сейчас мы в 8-м классе. Дочери 14 лет. Учится в онлайн-школе, которую выбрала сама. Теперь у нее учителя из МГУ и ВШЭ. В онлайн-классах по 200 человек, где все хотят и любят учиться. Учитель не занят контролем поведения детей. Он занимается только обучением, а остальное на себя берут модераторы. Конечно, отношение к ученикам здесь отличается. Это внимание и уважение как к личности и как к будущему специалисту.

Я подсчитала, что обучение по всем нужным предметам в онлайне обойдется в 80–85 тысяч рублей в год. Исключила ненужные предметы, например ОБЖ, потому что 90% времени на этом предмете детей ничему не учат. Я прочитала их учебник ОБЖ от корки до корки и нашла там мало полезного. Зачем ребенку знать классы опасности загрязнения? Если случился пожар, то детям надо знать, что делать и как спасаться. Остальное для чего?

В нашей онлайн-школе дают баллы, если хорошо напишешь курс. За них можно получить скидку на обучение. Это мотивирует учиться.

Физику дочь изучает благодаря видео в YouTube. Курс литературы мы не взяли, а зачем его брать? Сами выучим, сами почитаем. Тем более на филфак нам не поступать. Русский язык мы подтягивали на бесплатных курсах в университете перед «Тотальным диктантом». Даром и замечательно! В итоге у нас получилось предметов на 47 тысяч рублей, но дочери предоставили скидку, поэтому мы заплатили 33 тысячи рублей.

Предметы сдаем в школе на аттестации. После этого нас переводят в следующий класс. Чтобы сдать экзамены, ученику надо быть прикрепленным к школе.

Ложка дегтя

Карантин не внес абсолютно никаких изменений в отлаженную до мелочей систему преподавания в онлайн-школе. Всё вышеизложенное напоминает большую бочку мёда. Но без ложки дегтя картина будет нереалистична.

Образование в онлайн-школах платное, а местные депутаты не принимают закон о его финансировании. Все 3 года я неоднократно писала депутатам Тюменской областной думы, в департамент образования Тюмени, в комитет по образованию, президенту России. В ответ одни отписки. Из Госдумы мне даже позвонили и порекомендовали решить этот несложный вопрос в тюменском департаменте образования. Вот то-то удружили, спасибо за совет!

Очень странно, что государство, перечисляя деньги в обычную школу, перестает это делать с уходом ребенка на семейное обучение. Нонсенс — объявить 2021 год Годом науки и технологий, при этом финансировать некачественное школьное образование, а на качественное вне школы денег не давать!

У российской образовательной системы всё меньше поклонников, и это вполне обоснованно. Так считает Анна — мама двух детей и учитель английского языка. Старшая дочь окончила обычную школу, а младшая занимается на дому. Анна рассказала, с какими трудностями они сталкивались в общеобразовательной школе и почему при первой же возможности выбрали домашнее обучение. А также поделилась своими наблюдениями за современными школьниками, которым постоянно приходится объяснять один и тот же материал.

Почитайте также историю тюменской семьи, которая решила, что ребенок больше не будет ходить в школу. О плюсах и минусах семейного образования на примере одной семьи — в предыдущем материале.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!

  • ЛАЙК16
  • СМЕХ2
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter