Житель Тюменского района Юрий Леонтьев стал жертвой кибермошенников, которые получили доступ к официальному приложению одного из известных банков страны. Мужчина лишился месячной зарплаты за пару часов, а потом еще и узнал об оформленном мошенниками кредите на его имя. Теперь ему придется искать деньги не только, чтобы содержать семью, но и на заем, который он брать не собирался.
С чего всё началось?
Эта история началась на прошлой неделе. Юрий Леонтьев готовился к дальней поездке. Чтобы было удобнее гасить кредит, мужчина решил скачать официальное приложение «Газпромбанка». Установить эту программу на телефон ему рекомендовали еще при оформлении карты, в декабре. Но скачивать сразу тюменец ее не захотел — тогда в приложении не было нужды, а все платежи мужчина делал лично в отделении банка. Неделю назад он решил послушаться совета. Только это решение для него обернулось неприятностями.
— Я скачал приложение «Телекард» 16 июня в обед. И где-то уже через три часа раздался звонок якобы от службы безопасности банка. Мне сообщили, что на меня оформляется кредит. Якобы я сделал заявку и мне пришло одобрение на 250 тысяч рублей. Я сразу сказал, что никакой онлайн-кредит не оформлял и никаких операций не делал. И тут же мне по телефону предлагают отменить заявку. Пока я говорил, мне стали приходить СМС-сообщения с кодами. Я говорил людям по телефону: «Погодите, что вы делаете?» Мне ответили, что это процесс аннулирования кредита. Но, когда я успел прочитать, что там с карты идут зачисления, а потом снятия денег, человек, с которым я говорил, бросил трубку, — рассказал 72.RU Юрий Леонтьев.
После этого разговора мужчина сразу позвонил в «Газпромбанк», чтобы сообщить о странных манипуляциях с его картой, а заодно и проверить баланс. Так и выяснилось, что зарплату, которую он получил накануне, списали полностью. Вдобавок на Юрия оформили кредит в 135 тысяч рублей. Сотрудник банка, как признался мужчина, сначала не поверил, что случившееся — проделки мошенников. Но всё же карту тюменца заблокировали и попросили обратиться в ближайшее отделение.
— На следующий день я отпросился с работы и приехал в банк написать заявление, что никакие кредиты через интернет не оформлял и никаких операций не выполнял. В банке мне объяснили, что документы при оформлении кредита были высланы на электронную почту. И показали адрес, которого у меня не было. Все персональные данные верные. Была только описка в прописке. Вместо Тюменского района указан Уральский. Еще была какая-то моя электронная подпись, о существовании которой я вообще впервые услышал, — рассказал Юрий Леонтьев. — Я также показал банковское приложение, которое скачал. Но сотрудники «Газпромбанка», как только это увидели, сразу попросили удалить его.
Мужчина поехал в полицию. Но там, с его слов, к проблеме отнеслись скептически. В пятом отделе посчитали, что он сам, не разобравшись в приложении, оформил онлайн-кредит. Доводы тюменца правоохранителям пока не кажутся убедительными. Однако они обещали помочь разобраться.
Юрий понял, что доказывать свою правоту в одиночку ему будет сложно. Поэтому он обратился за помощью еще и к юристам.
— Я сначала тоже засомневался. Спросил, а точно ли он только баланс карты проверил в приложении и больше ничего не делал. А потом в ходе разбирательств действительно стали появляться разного рода несостыковки. Во-первых, как выяснилось, эта карта — зарплатный проект предприятия, где работает Юрий. И с таким родом мошенничества уже сталкивались его коллеги. Например, один из работников завода, имея кнопочный телефон, тоже каким-то образом онлайн оформил кредит. А узнал об этом от приставов, — рассказал 72.RU Евгений Каковкин, юрист тюменца. — Во-вторых, у Юрия уже есть большой кредит в этом банке. Второй такой ему бы уже не дали. Зарплата у него небольшая на заводе — всего 16 тысяч рублей.
Как такое могло произойти?
У юриста тюменца пока нет точного ответа на этот вопрос. Из возможных версий — взлом приложения банка или недобросовестный работник организации, который распространяет персональные данные клиентов. Никаких подтверждений его словам пока нет. Однако в Play Market под тем самым приложением «Телекард» за последнее время появилось много негативных комментариев от пользователей. Большинству не нравится, что программа стала отслеживать содержимое телефонов и решать, что из установок лишнее.
Мы также обратились за официальным комментарием в сам банк. Выяснилось, что им известно об инциденте, который случился в Тюмени с держателем их карты.
— В настоящее время начато расследование. «Газпромбанк» предпринимает все необходимые меры для недопущения совершения мошеннических действий в отношении наших клиентов и всегда старается действовать на упреждение киберугроз. К сожалению, в период непростой эпидемиологической обстановки в России люди меньше обращают внимание на рекомендации банка по противодействию различного рода мошенничеству на дистанционных каналах обслуживания. Невнимательностью клиентов финансовых организаций пользуются злоумышленники, которые путём обмана и манипуляций получают удаленный доступ к финансовым приложениям на телефонах жертв и от имени клиентов совершают несанкционированные переводы (зачастую — руками самих жертв, введённых в заблуждение) на подконтрольные злоумышленникам счета в сторонние банки. В данном случае «Газпромбанк» просит своих клиентов не терять бдительность, неукоснительно соблюдать рекомендации по защите информации, опубликованные на официальном сайте и в мобильном приложении «Телекард 2.0» и не поддаваться на уловки мошенников, — ответили в банке.
Как верно заметили в «Газпромбанке», во время пандемии преступники действительно регулярно придумывают новые уловки, как забрать чужие деньги. Ранее мы публиковали 10 схем мошенников, на которые ведутся все (и вы тоже). Проверьте, сможете ли вы защитить деньги на карте от мошенников или за одну минуту лишитесь баланса, в нашем тесте.