
Гуляем вокруг Тюменского драматического театра
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
Вновь вторник, а это значит, что мы отправляемся изучать Тюмень в нашей рубрике «Районы-кварталы», которая выходит в 7:00. В прошлый раз мы посетили район Свято-Троицкого монастыря с его удивительно красивыми домами, а до этого гуляли у Круглой бани, повидавшей на своем веку многое.
На этот раз героем нашего материала стал район Тюменского драматического театра. Сейчас это красивое место с огромной площадью 400-летия Тюмени, театром, украшенным статуями и колоннами, сухим фонтаном. Но раньше все было совсем не так.
Драмтеатр на месте избушек
Главная достопримечательность района драмтеатра существовала не всегда. Ещё в 80-е годы на месте площади 400-летия Тюмени и драмтеатра стоял частный сектор. Такой же, какой вы можете встретить, например, на Степных переулках в районе Червишевского тракта.

Частный сектор на месте будущей площади 400-летия Тюмени
Фото: ТЮМЕНЬ до НАШЕЙ ЭРЫ
Поделиться

Вид на будущую площадь 400-летия Тюмени
Фото: Архив читателя 72.RU
Поделиться
Открытие драматического театра состоялось в 2008-м — в год, когда тюменские театралы праздновали 150-летие театра. Визуально новое здание чем-то напоминало московский Большой театр. Возвести его успели быстро — за 24 месяца. Театр построили в стиле классицизма с полагающимися колоннами и лепниной. Иногда гости города думают, что перед ними историческое здание.

Строительство театра в 2007 году
Фото: Александр Иванов
Поделиться
Грандиозные изменения на месте будущей площади начались в конце 70-х годов, когда частный сектор пошел под снос, а на его месте открыли площадь, а затем построили кинотеатр «Юбилейный». У него, кстати, более драматичная судьба, чем у драмтеатра.
Призрак «Юбилейного»
Пышное открытие кинотеатра состоялось в 1978 году. Частный сектор почти исчез, но рядом с «Юбилейным» раскинулся парк — после сноса домов деревья остались нетронутыми. В 1984 году избушки почти не сохранились, а территорию стали готовить к строительству площади 400-летия Тюмени.
Завершить его планировали через два года, к юбилею города. Благоустройством занимался строительный отряд Киевского инженерно-строительного института «Зодчий-84». В итоге получился вполне зеленый уголок на карте Тюмени. Тогда, видимо, не было моды закатывать все в асфальт.

Кинотеатр «Юбилейный» в 1990-е
Фото: ТЮМЕНЬ до НАШЕЙ ЭРЫ
Поделиться
Тюменский журналист Виктор Егоров вспоминает, как выглядела площадь в тот незабываемый день празднования 400-летия Тюмени.
— Хохот в тот день стоял на всю площадь. Никогда подобного после не видел. Это был первый полномасштабный праздник в Тюмени. Так праздновали 400-летие города. Привезли молот, по которому можно стучать, чтобы узнать свою силу. За определенную высоту, на которую подскочит шарик, давали талончик. Я его получил. Ещё стояло там бревно, на котором бились подушками. Вот там хохотали все до упаду. Решил, что могу и тут получить талончики, если собью трех соперников. Двоих я выиграл, третий меня свалил, но, поскольку все смеялись кругом, под общий хохот мне выдали талончик. Третий я получил, подняв стокилограммовую штангу. Вспомнил свою юность. Так я получил свой приз и был страшно доволен, — говорит Виктор Егоров.
По мнению Егорова, нынешняя площадь 400-летия Тюмени потеряла народность. Хотя он не отрицает, что в будущем она сможет также собирать тысячи тюменцев, решивших прогуляться по ней просто так, а не ради какого-то политического мероприятия.

Деревянный городок на площади
Фото: ТЮМЕНЬ до НАШЕЙ ЭРЫ
Поделиться
Кинотеатр тюменец вспоминает с любовью, так как туда весь город ходил смотреть новые фильмы. Это было настоящее место притяжения тюменцев.
Сам же «Юбилейный» в 1998 году закрыли на реконструкцию. На «костях» старого здания решили возвести «Арт-Палас». Открытие запланировали на 2000 год, но такой операции на теле строение не выдержало. В 2004 году заявили, что при реконструкции допущены ошибки.

Заброшенный «Арт-Палас» простоял десятилетие, пока не решили его снести
Фото: Вадим Фахрутдинов
Поделиться
После этого «Арт-Паласу» пришлось еще двенадцать лет простоять мертвым грузом, стать местом обитания бездомных и причиной спора тюменцев, которые мечтали о возрождении старого доброго «Юбилейного».
Проводился общегородской опрос. За снос здания проголосовали 102 тысячи тюменцев, против — 5612. В 2012 году здание разрушили японские экскаваторы фирмы Hitachi.

Снос «Арт-Паласа»
Фото: Вадим Фахрутдинов
Поделиться
После последней реконструкции площади на месте, где стоял кинотеатр, построили подземную парковку.
Отчетливо жители Тюмени помнят и долгое строительство подземного перехода на пересечении Максима Горького и Республики. К строительству объекта приступили в октябре 2010 года. Дату его открытия неоднократно переносили. В итоге переход заработал только в 2013 году, израсходовав больше денег, чем закладывалось изначально.
Кстати, начальника Управления автомобильных дорог Тюменской области Алмаза Закиева, который отвечал за строительство перехода на Максима Горького и Пермякова, в мае 2019 года отправили в колонию за взятку. Правда, не по делу о резком подорожании строительства подземных переходов, а за покровительство компании ООО «Мостострой-12».
Валенки, валенки...
Жить в районе драмтеатра тюменцы стали ещё в конце XIX века. Здесь фирма местного купца Николая Машарова (называлась она «Н.Д. Машаров и К°») построила чугунолитейный завод, поэтому вокруг него активно селились рабочие.

На строительстве завода им. Челюскинцев.
Тюмень, 1934 год
Фото: ТЮМЕНЬ до НАШЕЙ ЭРЫ
Поделиться
Улица Фабричная до 1935 года именовалась 4-я Механическая. В те годы это была окраина Тюмени, и здесь заработал завод имени Челюскинцев. Производил он валенки — лучшую зимнюю обувь на Руси.
— У нас была такая чесальная машина, — вспоминает тюменец Дмитрий, работавший в свое время на заводе, — называлась она большой ваточной машиной. Вот я её чистил. На заводе работали около ста человек. Там постоянно воняло кислотой и было очень шумно. А ещё мы часто пили. Я там пять лет проработал. Сначала насадчиком, а потом чистильщиком-точильщиком 4-го разряда.

Завод на карте 1941 года. Это ещё край Тюмени
Фото: etomesto.ru
Поделиться
Названия профессий на заводе были незамысловатые — что делал человек, так и называли. Завод прожил долгую историю. В 1972 году его переименовали в Тюменскую фабрику валяльной обуви. Но теперь без Челюскинцев.
В 90-е предприятие стало акционерным обществом, а затем, в 2000-е, совсем закрылось. Причина проста — хилеющий завод стоял на ценной земле — теперь уже почти в самом центре города. Корпуса здания снесли, а на их месте выросли многоэтажки: номер 5, 7 и 9 на Фабричной.

Жилой дом на Механической улице
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
Жизнь общажная
Через дорогу от бывшего завода, а ныне жилого комплекса, стоят общежития. Их построили в 70-е, но в наше время без грусти на них не взглянешь. Общежития на Фабричной несколько раз становились героями наших публикаций: то стена отвалится, то трубу прорвет и затопит соседей.

Общежития построены в 70-е. Сейчас они выглядят очень грустно
Фото: Ирина Шарова
Поделиться

Интересное название салона красоты
Фото: Ирина Шарова
Поделиться

Когда хочешь, чтобы твою шаурму уж точно заметили
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
В доме №22 сейчас, похоже, новый виток жизни. В здании полгода назад заменили окна — теперь везде пластиковые стеклопакеты (правда, на одном из лестничных пролетов уже успели разбить).

Раньше комнаты в общежитиях давали рабочим предприятий, а сейчас эти старые здания создают много проблем
Фото: Ирина Шарова
Поделиться

Лампы новые, а стены старые
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
Сейчас в общежитии трудятся рабочие. Они обновляют стены, меняют полы и всячески наводят красоту. Обещают быстро завершить работу.

Общежитие на Фабричной, 22 сейчас ремонтируется. Обещают, что будет выглядеть как новое
Фото: Ирина Шарова
Поделиться

Ремонт идет полным ходом. Жильцы стараются не выходить в коридор лишний раз
Фото: Ирина Шарова
Поделиться

Трудно поверить, что в Тюмени до сих пор люди живут в таких общежитиях
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
Жильцов в общежитии почти не было видно. Вероятно, сидели по квартирам, чтобы не мешать рабочим. Встретили только мужчину, который, пошатываясь, брел до своей комнаты с пакетом продуктов. Восторга от ремонта у него не было.
— А чего толку-то? — проворчал тюменец и ушел.
Пожалуй, отношение жильцов к своей собственности ярко видно именно в тюменских общагах. В общежитии на Фабричной, к примеру, у входа в общежитие на кресле лежало два огромных пакета мусора — кто-то посчитал, что оставить его здесь — нормально. Лестничные пролеты завалены окурками. Надолго ли хватит этого ремонта?

Некоторые жильцы общежития настолько плюют на своих соседей, что мусор оставляют в подъезде на кресле
Фото: Ирина Шарова
Поделиться

Окурки — бич общежитий. Курильщики не уважают своих соседей
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
Подробно проблему общежитий, где жильцам наплевать друг на друга, мы поднимали в авторской колонке или личной истории журналиста Дмитрия Карпова.

Кто-то нашел двух голубей и сделал для них своеобразный вольер
Фото: Ирина Шарова
Поделиться

Дворы за общежитиями
Фото: Ирина Шарова
Поделиться

Не у всех хватает места для холодильника, поэтому они охлаждают продукты в пакетах на улице
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
Ржавый Муравейник
Конечно же, трудно не заметить знаменитый тюменский Муравейник (Республики, 92), который возвышается через дорогу от Тюменского драмтеатра. Его построили в 1982 году. Строительство длилось шесть лет еще в те времена, когда вместо площади напротив стоял частный сектор. Многоэтажка разом решила множество жилищных проблем — ведь в ней 575 квартир — почти 28 тысяч квадратных метров жилья.

Строительство многоэтажного дома, 1979 год
Фото: ТЮМЕНЬ до НАШЕЙ ЭРЫ
Поделиться
Дом тут же прозвали Муравейником. Причина наименования на поверхности — в нем живет много людей. Это сейчас тюменцев не удивить огромными жилыми комплексами, а в советское время многоэтажка резко выделялась на фоне вездесущих избушек.

Волнообразный фасад Муравейника
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
Муравейник построен на бетонных опорах, под которыми были сквозные проезды. В одной из них, кстати, застряла бетономешалка в 2011 году. Тогда ещё через проезд ездили машины, а водитель посчитал, что сумеет проскочить.

Бетономешалка, которая попыталась. Но не смогла
Фото: usedcars.ru
Поделиться
В наши дни 13-этажный дом длиною 250 метров давно потерял свою первоначальную свежесть. Балконы поржавели и сделаны вразнобой, а стены совсем потускнели. Изначально задумывалось, что темно-коричневая цветовая гамма дома должна перекликаться с кинотеатром «Юбилейный».

Улица Республики в советские времена: дорога уже, дворы шире, зелени больше
Фото: ТЮМЕНЬ до НАШЕЙ ЭРЫ
Поделиться
Теперь его нет, а фасад многоэтажки больше ржавый, чем цветной. Волнистый дом уже не парит над городом, а скорее грузно стоит, как бразильский трущобный небоскреб.

Балконы застеклены в разнобой. Изначально этого не было в планах архитекторов
Фото: Ирина Шарова
Поделиться

С балкона открывается замечательный вид на площадь
Фото: Ирина Шарова
Поделиться
С критикой проекта Муравейника выступил архитектор Виктор Станкевский. В 1982 году в «Тюменской правде» он раскритиковал идею строительства многоэтажки на Республики.
— Застройка Республики с южной стороны высотными протяженными домами мне также представляется неоправданной. Впредь лучше ставить их на северной стороне, а южную занимать (с разрядкой) малоэтажными зданиями… Полезно отказаться от практики сиюминутных решений. Архитектурные неудачи проживут столетия, а порой исправить их практически невозможно.

Подъезды в Муравейнике чистые и очень узкие
Фото: Ирина Шарова
Поделиться

Молодой Муравейник. Балконы ещё не застеклены, а фасад не проржавел
Фото: ТЮМЕНЬ до НАШЕЙ ЭРЫ
Поделиться
Сейчас трудно не согласиться, что фасад Муравейника сильно потрепан. Ближайший капитальный ремонт запланирован только на конец десятилетия, а основные работы вообще пройдут в 2040-е годы. На фоне сияющего на солнце драмтеатра и обновленной площади 400-летия Муравейник сильно контрастирует.
Что нельзя отрицать, то что с Муравейника открывается потрясающий вид на драмтеатр и площадь перед ним. В этом можно позавидовать жильцам многоэтажки. Им, вероятно, далеко нет дела, как выглядит фасад их дома. Главное, чтобы внутри было приятно жить.