Тюменку Наталью Баринову на этой неделе принудительно доставили в суд, сославшись на постановление судьи. На заседании женщина узнала, что проходит свидетелем по уголовному делу о мошенничестве в магазине, где она работает. До этого ее ни разу не вызывали в суд, повесток она не получала, а во врученных полицией документах значилась под другой фамилией. Но это не помешало судье взять с нее свидетельские показания. Разбираемся в ситуации ниже.
Всё началось ещё в феврале 2019 года, когда в магазин, где работает Наталья Баринова, пришла женщина и оплатила покупку чужой банковской картой. По словам тюменки, о совершении преступления она и её коллега Светлана Первунина узнали, когда к ним через неделю обратились сотрудники полиции и стали расспрашивать о произошедшем. Следующая встреча с правоохранителями произошла только в мае, когда полицейские снова наведались в магазин, чтобы уточнить детали.
— Немного поспрашивали и ушли. Даже не сказали, что это допрос. После этого я не получала ни писем, ни повесток в суд, мне никто не звонил. Ещё в мае полицейские сказали, что никуда вызывать меня не будут, но 14 октября в начале девятого утра в квартиру пришли восемь правоохранителей и чуть ли не в трусах забрали меня в суд. Выяснилось, что мы с коллегой Светланой проходим свидетелями по уголовному делу. В суд нас принудительно доставили, потому что мы не являлись по повесткам. Но о них мы даже не знали, — рассказала Наталья Баринова.
Ошибки в постановлении
Поводом прийти в квартиру Натальи для полиции стало постановление мирового судьи Ленинского судебного района: он поручил доставить в суд свидетеля «с правом входа в жилое помещение лица, уклоняющегося от явки по вызову». Правда, вместо Натальи Бариновой в постановлении числилась некая Наталья Борисова, которая работает не в ООО «Весна», а в ООО «Вена». То, что перед полицейскими юридически стоит другой человек, никого не смутило. По словам Бариновой, у нее не проверили даже паспорт.
В мировом суде, куда доставили Баринову, не объяснили, как произошли ошибки в имени свидетеля и месте её работы.
— Информация не разглашается по расследованию уголовного дела. Информацию от судебного участка вы не получите, — ответили в суде.
Неверные данные в постановлении были не только у Натальи Бариновой, но и у её коллеги Светланы Первуниной. В документе она стала Первушиной.
А правильно ли поступили?
Юрист Евгений Каковкин считает, что суд своими действиями нарушил права тюменки Натальи Бариновой.
— На действия суда обязательно надо писать жалобу в прокуратуру. В постановлении о приводе указано другое имя. Даже если суд посылал повестки, то Баринова, увидев там фамилию «Борисова», могла не открывать их, так как письма адресовались не ей. Фактически повестки приходили другому человеку. У следователей были номера телефонов свидетелей. Почему они не звонили? Налицо грубые нарушения норм уголовно-процессуального права. Даже постановление не выдали в руки с подписью. Ленинский районный суд должен провести проверку в отношении судьи, подписавшего этот документ, — пояснил юрист.
Евгений Каковкин считает, что гражданин имеет полное право отказаться куда-либо ехать с сотрудниками полиции, пока не будут устранены нарушения в документах. По его словам, такие ошибки в практике нередки. Если же свидетеля не удается вызвать по телефону или с помощью повесток, то судебные приставы или сотрудники полиции должны на месте проверить паспортные данные человека, которого вызывают в суд, и того, кто находится перед ними. По месту жительства может находится другой человек.
О подобных ошибках мы рассказывали не раз: например, на жительницу Тюмени Ирину Муравьеву в третий раз повесили долг «двойника» из города Волжского. Как это произошло и на что повлияло — мы подробно писали в наших новостях.