Сегодня хотим познакомить вас с тюменским умельцем Андреем Поповым. В советские годы он работал художником-оформителем на моторном заводе, а в его трудовой книжке значилась должность «маляр-декоратор». Сейчас участник боевых действий на Кавказе состоит в областном совете ветеранов, на добровольных началах создаёт фоторепортажи, часто снимает пейзажи для себя, для души.
Около года назад у художника появился 3D-принтер, после — ещё два. С их помощью тюменец создаёт удивительной красоты светильники, среди которых вряд ли найдутся два одинаковых.
О том, как создаются эти причудливые аксессуары для дома, Андрей Попов рассказал 72.RU, а мы делимся его историей с вами.
Крошечные фигурки и рельефные абажуры
— Моё увлечение началось около года назад, когда в мастерской появился первый 3D-принтер. Сразу решил, что с помощью этого устройства можно печатать что-то полезное. Например, на одном таком принтере легко сделать запчасть для другого, чтобы модифицировать, усовершенствовать базовые характеристики устройства.
После стал пробовать печатать небольшие объёмные панно, а когда они стали хорошо получаться — перешёл на создание абажуров. Идея делать именно светильники — не моя: подсмотрел её в обсуждениях всероссийского 3D-сообщества. Но снимки пейзажей всегда создаю сам, обрабатываю кадры — тоже. В прошлом декабре было ровно 10 лет, как я фотографирую с помощью профессионального оборудования. За плечами уже — не одна персональная выставка.
Сейчас есть онлайн-ресурсы, с помощью которых каждый человек может загрузить свою фотографию и обработать её для объёмной печати. Я же над каждым из этапов создания ламп работаю сам. Обрабатываю кадры, используя специальное ПО (программное обеспечение. — Прим. ред.), перевожу полученный файл в тот формат, который понимает принтер. После этого задаю прибору определенные параметры и запускаю печать.
Наиболее изящные вещицы можно печатать только на маленькой скорости: здесь важна детализация, на которую уходит много, очень много времени. Если по-простому, то принцип печати на 3D-принтере таков: те области, которые при включении готового светильника смотрятся светлее, должны быть толще, и наоборот. Объём достигается за счёт количества нанесённых друг на друга слоёв пластика.
Маленький абажур, сантиметров 10 в высоту, может печататься 10–12 часов, причём прерывать этот процесс нельзя. Случается, что принтер даёт сбой, и тогда вся печать насмарку. То же самое произойдёт, если внезапно отключится электричество. И тогда придётся всё начинать сначала.
Два абсолютно одинаковых по высоте абажура могут печататься разное время — в зависимости от соотношения рельефных и плоских участков. Рекордсмен по времени непрерывной 3D-печати — один из абажуров высотой 30 сантиметров. На его создание ушло 56 часов.
Так, всё наконец-то напечаталось. А что потом?
— Напечатать абажур — это только половина дела. Нужно ещё сделать подставку, плафон для лампы, прикрепить шнур или вставить в подставку батарейки. На изготовление нижней части светильника с помощью принтера уходит минимум 5–7 часов, а то и больше.
Постобработка пластиковым деталям лампы не нужна: я изначально задаю такие характеристики, чтобы на выходе получался уже готовый продукт.
При желании обработать готовые изделия всё же можно — с помощью вымачивания в ацетоне. Это помогает сделать поверхность гладкой, глянцевой за счёт того, что ацетон растворяет верхние слои пластика. Не любого, а только определенного вида. Также можно сделать шлифовку, если хочется — на усмотрение автора.
Финальный этап в создании светильника — сборка. Нарезаются провода, прикрепляются контакты, припаиваются мелкие детали. Когда всё соединено, лампа готова. Можно включать и любоваться тем, что получилось.
Все цвета радуги на катушках и денежное вознаграждение за труды
— С цветовой палитрой пластика для 3D-печати сейчас проблем нет, можно купить какой угодно. А вот с качеством всё не так просто. Бывает, что расходник оказывается сырым: это значит, что для изготовления объёмных изделий он не годится.
Предпочтение отдаю российским производителям (Екатеринбург, Москва, Петербург, Новосибирск, Омск), никогда не заказываю катушки с пластиковыми нитями из Китая. Качество хуже, а цена порой даже выше. Конечно, это невыгодно. И смысл тогда в этом какой?
За год, по моим подсчётам, я изготовил около 50 светильников, каждый из них — эксклюзивный. Ни один абажур не похож на другой, даже если использован один и тот же кадр. Всё дело в форме абажура, его цвете — они могут быть абсолютно разными.
Вот простой пример. Весит светильник 108 граммов, каждый из которых оцениваю в 20–45 рублей. Умножаем эти две величины и получаем приблизительную стоимость готовой вещи.
А кто ещё умеет создавать красоту своими руками?
Всегда с удовольствием вам рассказываем о талантливых тюменцах. Ольга Блохина, например, искусно вырезает фигуры из снега, а бухгалтер Наталья Канинец в свободное от работы время лепит необычных снеговиков во дворе своей многоэтажки.
Пенсионер Василий Самойлов нарядное панно из 8000 пластиковых крышечек создал. Ремеслу научился сам, а после стал делиться навыками с соседями.
И, конечно, не можем не показать вам 200-килограммового Бендера из «Футурамы». Его Дмитрий Кузнецов сделал из металлолома с использованием гуаши и вкусных конфет.
Вы или ваши друзья, коллеги, родные и близкие создаёте вручную уникальные вещицы? Расскажите нам об этом, написав в Viber, WhatsApp или Telegram на номер 8 (919) 922-88-82. Ещё можно отправить письмо на редакционную почту: 72@rugion.ru. Очень ждём!
Екатерина Бурлева