Пять лет назад в Тюмени появилось творческое пространство, главная миссия которого – развить визуальную культуру лучшего города земли. Изначально клуб аналоговой и документальной фотографии «8х10» располагался в небольшом подвальном помещении, но год назад переехал в просторное промышленное здание рядом с Домом печати.
Здесь находится лаборатория ручной и машинной печати фотокадров, проводятся лекции, семинары и неформальные встречи дизайнеров и фотографов. Еще создаются пленочные фотопортреты и проводятся занятия по фотографии. Также помещение фотоклуба можно арендовать для проведения своего мероприятия: условия заранее обговариваются с владельцами пространства.
О философии пленочной фотографии, фильме Тарантино и принципах создания фотокадров в технике амбротип и цианотип 72.ru рассказал идейный вдохновитель и создатель КАДФ «8х10» Никита Куратов.
Почему пленочная фотография сейчас вновь стала так популярна
Появившиеся в XX веке пленочные фотокамеры достигли пика своей популярности в 1998-1999 годах, когда ежегодно во всем мире их продавалось по 200 тысяч экземпляров. Постепенно, с развитием и распространением цифровых (зеркальных) камер, спрос на пленочные пошел на спад. Но и «цифра» уже пережила свой бум в 2007 году: именно тогда смартфоны начали завоевывать всенародную любовь.
Секрет прост: с помощью телефона со встроенной фотокамерой делать снимки быстро и просто смог каждый желающий. Для обработки начали появляться в огромном количестве различные мобильные приложения, в числе которых – известный многим VSCO с кучей всевозможных фильтров.
Как ни странно, самыми популярными фильтрами стали те, которые имитируют пленочное изображение с его неповторимой цветовой палитрой, шумом и легким эффектом небрежности. При этом с настоящими кадрами, снятыми на пленку, результат обработки фото в приложении не имеет ничего общего. Похоже немного, но оригинал на то и оригинал.
Актуальность пленочной фотографии и кинематографии на самом деле никуда не пропадала. Например, отличные кадры на Олимпиаде в Сочи были сняты на форматную камеру с использованием плёнки Fujifilm. Полностью отснят на пленку Kodak фильм легендарного Тарантино - "Омерзительная восьмёрка". Камера делает 24 кадра в секунду, в результате чего получается подвижное изображение – кинофильм.
В чем ценность документальной фотографии и сколько фотографий появляется в мире каждый день
Если взять в руки старый семейный фотоальбом, где вклеены аккуратно черно-белые кадры с подписями к ним, то можно обнаружить одну интересную вещь. Эти кадры ценны даже в том случае, если они случайно засвечены, на них не выставлен правильно свет, иногда — хромает композиция. Потому что на этих фотографиях запечатлены живые, настоящие люди. Зафиксирован момент, который уже никогда не повторится: его попросту невозможно воспроизвести.
Будущее – не за коммерческой, ювелирно выверенной постановочной фотографией, а именно за документальной, аналоговой. Такие кадры даже годы спустя сохраняют свою актуальность, храня особую атмосферу конкретного времени, места.
Сейчас, по данным сервиса Google, в мире ежегодно создается два миллиарда фотокадров, и это только официальная статистика. Учитываются и цифровые изображения, и оцифрованные пленочные.
Фотопортрет на стекле, или Что такое амбротип
Если кратко, эта одна из старинных техник ручной фотопечати, по которой сейчас сходит с ума весь Запад. Изобрел амбротипию еще в середине XIX века Фредерик Скотт Арчер, но и сейчас есть возможность создавать фотопортреты в такой технике.
Процесс это трудоемкий, а изображение того или иного человека, зафиксированного на стеклянной поверхности, стоит недешево — порядка 4000-5000 рублей за «фотографию» размером 20 на 30 сантиметров. И речь идет о себестоимости.
Почему так дорого? Секрет прост: в создании такого портрета используется огромное количество серебра, которого запросто бы хватило для того, чтобы сделать пару сережек.
Для создания амбротипа на тщательно вымытую стеклянную пластинку с одной из сторон наносится специальная эмульсия, после чего пластинка целиком погружается в нитрат серебра. Далее, пока стекло не высохло, оно экспонируется в течение 5-60 секунд (в зависимости от яркости объекта). Финальные штрихи — проявка пластинки и закрепление изображения с помощью фиксатора.
Что связывает математику, ботанику и цианотипию
За десять лет до появления амбротипа, в 1842 году, английский физик и астроном сэр Джон Гершель изобрел способ изготовления светокопий своих многочисленных чертежей и документов.
Использовала этот метод и его 19-летняя подруга, входившая в состав ученых королевской ботанической академии. Она с помощью цианотипов фиксировала очертания различных трав и цветов, а позже даже издала книгу с таким замысловатыми на тот момент иллюстрациями.
Сделать цианотип без труда можно и сегодня. На бумагу, картон, ткань или любой другой материал, который выдержит воздействие воды, наносится эмульсия, состоящая из двух элементов – раствора аммиачного лимоннокислого железа и железосинеродистого калия, смешанных в определенной пропорции.
После этого, например, на бумагу, выкладываются предметы, которые не боятся воздействия влаги. Под воздействием ультрафиолета (лампа или прямые солнечные лучи) изображение проявляется, а потом фиксируется путем промывания бумаги под проточной водой.
С этим методом можно экспериментировать как угодно: мы, например, таким способом копировали рентгеновский снимок. Пробовали помещать изображение на кафельную плитку, но столкнулись с препятствием: с этой поверхности цианотип мгновенно вымывается.
Магия пленочной ручной печати, или Как в темной лаборатории появляется фотография
Если для старшего поколения алгоритм получения фотографии из отснятой пленки знаком и понятен, то для младшего это сродни магическому действу, происходящему в плотно зашторенном темной тканью небольшом помещении.
В фотоувеличитель вставляется уже проявленная пленка, которая кадрируется с помощью специальной негативной рамки. В этот же прибор вставляется и фотобумага, на которую с помощью ряда световых импульсов передается изображение с пленки.
После этого фотобумага на пару минут опускается в ванночку с проявителем, тщательно промывается и опускается в другую ванночку — с фиксажем (фиксатором), который надежно закрепляет изображение на бумаге.
Важно при этом, чтобы дневной и яркий искусственный свет не попал на фотобумагу до того момента, пока она не погружена в проявитель. В противном случае бумага пожелтеет, а фотография не получится.
После фиксатора фотографию остается просушить и выровнять при помощи утяжелителей. Готова одна из двух миллиардов фотографий, который появляются в мире ежедневно.