Минфин предлагает начиная с 2017 года возобновить ежегодное увеличение единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для малого бизнеса. В предстоящие три года повышающий коэффициент-дефлятор, от которого зависит величина ЕНВД, предложено увеличить на 14,7% (в 2017 году – на 5,17%, в 2018 году – на 4,81% и в 2019 году – на 4,09%). На 2016 год дефлятор, который должен учитывать рост потребительских цен, был заморожен на уровне 2015 года из-за сложной экономической ситуации, информирует РБК.
Предложение содержится в опубликованном вчера законопроекте Минфина о налоговых вычетах для предпринимателей, купивших кассовые аппараты нового образца. В пояснительных материалах к документу не объясняется, почему нужно разморозить индексацию ЕНВД, упоминается только намерение изменить механизм назначения повышающего коэффициента – сейчас он устанавливается ежегодно, а предлагается определять его на три года вперед. Это «обеспечит предсказуемость роста налоговой нагрузки» для малого бизнеса, объясняют авторы проекта. Пресс-служба Минфина сообщила РБК, что коэффициент для перерасчета ЕНВД индексируется автоматически.
ЕНВД заменяет малым предприятиям уплату почти всех налогов, но использовать его разрешено только в определенных видах деятельности (преимущественно в розничной торговле, общественном питании, при оказании бытовых услуг). По данным Федеральной налоговой службы, на 1 января 2016 года эту систему налогообложения применяли почти 2,1 млн субъектов малого бизнеса – около 1,8 млн индивидуальных предпринимателей и больше 313 тыс. ООО. По данным Минфина, актуальным на 20 сентября 2016 года, местные бюджеты получили от ЕНВД 54,6 млрд руб., в 2015 году поступления от этого налога составили 78,5 млрд руб. ЕНВД – один из главных источников пополнения муниципальных бюджетов.
До 2016 года ЕНВД ежегодно увеличивался – за счет регулярного роста повышающего коэффициента-дефлятора. Этот коэффициент – один из компонентов-множителей формулы, которая используется при расчете налога (сам налог никак не связан с реальным уровнем доходности бизнеса, этот доход ему «вменяют» власти, к примеру, исходя из общей площади торговых залов и т.п.). Согласно Налоговому кодексу, коэффициент-дефлятор ежегодно пересматривается Министерством экономического развития, на каждый последующий год он устанавливается с учетом инфляции за предшествующий год (то есть при установлении коэффициента на 2017 год должна учитываться инфляция за 2016 год). Предложенный Минфином рост коэффициента примерно соответствует прогнозам по инфляции из его же проектировок, изложенных в письме от 21 июля 2016 года. Из тех проектировок следует, что в 2016 году Минфин ожидает инфляцию на уровне 5,9%, в 2017 году – 4,8%, в 2018 году – 4,5%.
Но в 2016 году этот коэффициент, а соответственно, и сам ЕНВД не повышались: Минэкономразвития сначала своим приказом резко увеличило этот коэффициент на 2016 год – почти на 16%, но позже поддержало законопроект председателя бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова, который требовал заморозить коэффициент на уровне 2015 года, чтобы не обременять дополнительно бизнес в сложной экономической ситуации. При этом министр экономики Алексей Улюкаев не исключал, что заморозка может продлиться и дольше 2016 года. Минфин тогда оценивал, что из-за заморозки дефлятора бюджеты недосчитаются 14 млрд руб.
Пресс-служба министерства сообщила РБК, что «в соответствии с действующим законодательством коэффициент-дефлятор будет проиндексирован на следующий год автоматически». В конце 2014 года президент Владимир Путин объявил четырехлетний мораторий на изменение налоговых условий для бизнеса. Но предложение Минфина «не увеличивает налоговую нагрузку на малый бизнес по сравнению с действующим законодательством», утверждает ведомство. С Минэкономразвития, которое по закону отвечает за расчет коэффициента-дефлятора, Минфин свой проект еще не согласовывал, следует из ответа РБК пресс-служб обоих ведомств.