Полгода назад в Тюмени была создана феминистская инициативная группа «Гербера», одно из основных направлений работы которой – профилактика и устранение основных причин культурного насилия в современном обществе. Социологи и юристы оказывают помощь женщинам, оказавшимся в трудной ситуации. Накануне Международного женского дня или Международного дня борьбы за права женщин и международный мир, отмечаемый ООН, редакцию 72.ru посетила основательница этой группы Марина Герц.
Активистка рассказала о том, с какими гендерными проблемами чаще всего сталкиваются тюменки, каких прав в действительности не хватает женщинам и почему феминисток следует считать подругами, а не мужененавистницами.
– Нужен ли искусственно созданный гендерный баланс во власти 50/50, за который выступают феминистки, ведь достойных кандидатов среди мужчин может быть больше или меньше?
– Соблюдение гендерного баланса или позитивная дискриминация – это очень важное явление. Безусловно, необходимо выбирать по качествам кандидата или кандидатки. Но даже если сейчас мы искусственно создадим эту границу в 50 процентов, она не наполнится, потому что нет стольких женщин в политике. Даже когда студентки идут учиться на политологов, многие преподаватели говорят им: «Куда вы пошли? Это мужская профессия». Мои одноклассницы, которые учились на специальностях, связанных с нефтью и газом, практически от каждого преподавателя слышали такую же фразу.
– То есть нужно создать возможность, а воспользуются ей женщины или нет, решат они сами?
– Да, именно так.
– Почему именно женщины часто выступают против феминизма?
– О феминизме существует ужасный стереотип. Если посмотреть на это через призму истории, то по дискриминации женского движения проводилась масштабная государственная политика. В начале Советского союза даже были созданы специальные комитеты по женским правам, однако в 30-х годах страна столкнулась с демографической проблемой, поэтому были выпущены декреты о повышении роли материнства, мы отошли от того, что женщина – такой же товарищ, как мужчина, они на равных правах. Образ равности ушел, и на протяжении десятилетий закреплялся другой образ: того, что женщина ниже, чем мужчина. И если девочка с детства слышит фразы «Ты плачешь, как девчонка», «Ты дерешься, как девчонка», у нее складывается стереотип, что быть, как девчонка, – это плохо. А подражать мужчинам – это значит быть с ними наравне, нравиться им. Поэтому и начинается игра: я поддерживаю мужчин, я презираю женщин, мне чуждо все это бабское глупое, я такая остроумная.
– Многие, мне кажется, наоборот, видят преимущество в том, что они могут быть слабым полом, боятся, что если будет торжество феминизма, то придется работать, нельзя будет сидеть на шее...
– Мне кажется, равность – это у каждой будет выбор. Если она захочет работать – она сможет работать, если она захочет сидеть дома, то сможет сидеть дома. Да, я очень часто слышала от девушек, что быть слабыми удобно, можно придумать какую-нибудь отмазку. Например: «Почему не приготовилась к информатике? – Ну я же девочка, мне это чуждо». Это наверное такое приспособление в жизни, адаптация.
– Часто аргументами, которые действуют на женщин, выступают фразы «Тогда и в армию идите. Тогда и тяжести таскайте наравне с мужиками». Есть ли на это контраргументы?
– Да. Поскольку не каждый мужчина служил в армии, не все мужчины работают в шахтах. У нас современный мир, в котором в основном люди занимаются интеллектуальным трудом. Равность прав – это не требование одинаковой работы и одинаковых страданий, это возможность свободы выбора. Если женщина хочет идти в шахту работать, она может идти в шахту. Не хочет – не идет. То же самое, в принципе, должно наступить и для мужчин. Потому что обязательная служба в армии мне кажется ограничением свободы. Человек также должен идти туда по собственному выбору.
– Феминистки прославились различными акциями, которые не всем кажутся разумными. То же движение «Фемен» с провокационными выступлениями, не дискредитирует ли оно движение за права женщин?
– Соглашусь, некоторые акции феминисток мне кажутся достаточно провокационными. В феминизме достаточно много направлений, которые находятся в некоем конфликте. Но важно помнить о том, какую глобальную цель он решает. Женщинам необходимо понять, что феминистки – это не те, кто хотят, чтобы каждая девушка шла работать в шахту или таскала тяжелые чемоданы, а чтобы у каждой женщины была свобода распоряжения своим телом и своей жизнью. Мы не враги женщин, мы их подруги.
– Защита прав человека – не более ли разумное направление деятельности? Зачем выделять именно женщин?
– В принципе, я изначально была правозащитницей. Но все равно в нашем обществе есть социальные группы, которые находятся в более угнетенном положении. Чтобы в принципе защищать права всех людей, нужно некоторых вытащить на уровень. Это не значит, что права других групп не нужно защищать, просто нужна позитивная дискриминация по созданию равных возможностей. Есть такое направление в феминизме, как интерсекциональный феминизм, он рассматривает разные группы как более или менее дискриминируемые. И его последователи создали потрясающее видео, в котором представители разных социальных групп выстраиваются в ряд и держатся за руки. Им задаются вопросы: «Была ли у вас ситуация, когда вам нужно было обратиться за медицинской помощью, но у вас не было денег?». Если такого не было, человек остается на месте, если было, человек делает шаг назад. Потом вопрос «Всегда ли у вас есть деньги на еду?» и так далее. В итоге люди видят, что у кого-то привилегий больше, а у кого-то их очень мало. В том социальном эксперименте в конце стояла темнокожая женщина-лесбиянка.
– Какие самые важные цели у феминисток? Стоит ли бороться за право ходить с голой грудью, на введении феминитивов или может быть стоит сосредоточиться на более важных вопросах: равная зарплата, борьба с насилием?
– Безусловно, первоочередно нужно решать проблемы, связанные с качеством жизни. Но также необходимо помнить о сознании людей. Те же самые феминитивы призваны не исковеркать язык, не изменить его, а трансформировать сознание. Есть такой анекдот: «Один профессор, кандидат наук, лауреат такой-то премии...». Когда вы читаете это, вы не понимаете, что речь идет о женщине. Или другой пример: в словарях закреплено слово «художница», но до сих пор некоторые издания, журналисты, журналистки используют слово «художник» в отношении женщины. И это искажает восприятие.
– Но ведь язык обычно отражает то, что уже существует в обществе, а не наоборот. Может быть, следует изменить сначала общество, а язык сам догонит?
– Да, слова отражают то, что существует в обществе. Потому что когда создавались многие профессии, женщины там не могли работать. И наоборот. У нас нет мужского рода для слова «няня». Или в дипломах, которые до недавнего времени выдавали медбратьям, до недавних пор писали: «медсестра». Обслуживающие профессии, которые считались традиционно женскими, мужских феминитивов не имеют. И наоборот: профессии, связанные с наукой, не имеют женских аналогов. Но я считаю, что нужно делать все параллельно. Введение феминитивов ускорит процесс изменения общества.
– Права женщин обычно кончаются там, где начинается религия. Но у человека есть право на вероисповедание. Нужно ли настаивать на правах женщин, перевоспитывать их, если они религиозны?
– К сожалению, основные религиозные культуры, которые представлены в нашем обществе, патриархальны. Там, действительно, женщины находятся в уязвленном положении. Но и среди верующих есть феминистки. Это не обязательно противоречит друг другу. Вы можете уважать себя и верить в бога. Или в богиню.
– Вы говорили, что и мужчины страдают от патриархального воспитания? Почему? Есть ли сторонники феминизма среди мужчин?
– Как минимум, мужчины лишаются права на выражение своих эмоций и чувств. Стереотипы о том, что у них должен быть доход больше, чем у супруги, что в 25 лет должен быть свой бизнес и своя машина, хотя молодой человек, может быть, только закончил университет и начинает свою карьеру; та самая армия, пенсионный возраст – все это, безусловно, дискриминация.
Последователи феминизма среди мужчин, конечно, есть. Они называются профеминисты. И у нас в Тюмени, безусловно, есть мужчины, которые нас поддерживают. Есть специальные группы развития сознания. Мы хотим создать такую группу для мужчин. Пока это сложно, но заниматься просвещением необходимо. По-моему, это самый эффективный и не агрессивный метод, когда человеку дают возможность самому задуматься на основании какой-то информации. В последнее время мы стараемся проводить не лекции, а интерактивы: проговаривая какие-то вещи, проще их принять, чем услышав извне.
– Последний вопрос. День 8 Марта – стоит ли этот праздник отмечать? Как это делать?
– Недавно я нашла интересный сравнительный анализ по открыткам Советского Союза о том, как трансформировался образ 8 Марта. Изначально на открытках была женщина, работница, пролетарка, потом там появился образ матери, который сменился праздником весны, цветов, красоты, нежности. То есть это была государственная политика. И именно сейчас важно помнить историческое значение этого дня, что это день защиты прав женщин и международного мира. В этот день, конечно, можно поздравлять друг друга, но, может быть, стоит желать не оставаться такими же нежными, красивыми, украшением жизни мужчин, а оставаться сильными, уверенными, достигать целей, развиваться. Это женский день, безусловно, его нужно отмечать, но нужно забрать его в свои руки (Смеется.). Чтобы не было таких фраз, как «Молчи, женщина, твой день – 8 Марта».