В Тюмени на улице Госпаровской, 3 у самой реки расположился небольшой частный музей пароходства. Его основатель – директор тюменского филиала компании «Подводречстрой» Виктор Савченко – вместе со своей командой уже много лет собирает и хранит здесь экспонаты, связанные с историей сибирского судоходства и прибытия в Тюмень царской семьи. Посмотреть на старые якоря, поднятые со дна Туры, фотографии царской семьи, речного порта XIX века и многое другое может любой желающий. В этом году музею исполняется 15 лет – зарождаться коллекция начала в 2000 году. В беседе с корреспондентом 72.ru Виктор Савченко рассказал, с чего начиналось его увлечение историей, откуда появляются экспонаты и какие тайны хранит в себе здание музея.
– Существование в Тюмени частного музея пароходства – открытие для многих горожан. Расскажите, как вы оказались в этом здании и как здесь появился музей?
– Здание, где находится музей и где мы сейчас сидим, историческое. В 1870-е годы здесь располагалось правление Западно-сибирского пароходства Игнатова-Курбатова. В 1893 году тюменский купец Иван Игнатов построил рядом первую в Тюмени электростанцию. Благодаря этому пристань, здание правления, жилой дом купца и Ильинский монастырь были освещены. После революции в здании правления располагалось административное помещение речного порта. Нужда заставила порт поселить здесь несколько семей, тут же было правление отдела рабочего снабжения порта, бухгалтерия, магазин для плавсостава. Когда порт построил жилой дом, всех людей из этого здания переселили. К этому времени оно было в довольно ветхом состоянии, и порт решил продать его. Так, в 1995 году мы (компания «Подводречстрой». – Прим. авт.) его приобрели и работаем здесь уже 20 лет.
– Вы сразу знали, что заселяетесь в историческое здание?
– Нет, мы узнали об этом только через несколько лет. По тюменскому телевидению шли очень интересные программы Виктора Копылова про историю нашего города. Из этих передач мы и узнали, что наше здание имеет богатую историю и связано с купцом Игнатовым, который много сделал для сибирского судоходства. Позже выяснилось, что здесь по пути в Тобольск пересаживалась царская семья. Тогда сюда стали ходить прихожане, устраивать крестные ходы. Так, с 2000 года мы начали серьезно копать историю. Выяснилось, что Игнатов был лично знаком с Николаем II. Он встречался с ним во время юношеского путешествия Николая по России с Владивостока через Сибирь. На границе томской и тобольской губерний делегация из тюменских купцов, которую возглавлял Игнатов, встречала Николая хлебом и солью. Это было в 1891 году, а в 1917-м Николай II пересаживался на пристани Игнатова по пути в Тобольск. Эта информация изменила направление нашей деятельности. Изначально мы хотели развивать историю Игнатова, но тема царской семьи по интересу и значимости вышла на первый план. Так появилась часовня, памятные кресты во дворе, фотографии пребывания здесь царской семьи, выставка репродукций картин Ольги Куликовской-Романовой. Мы официально зарегистрировали некоммерческое партнерство культурно-исторический центр «Царская пристань». Но историю тюменского пароходства мы не забрасываем. Это наше второе направление. Хотим открыть официальный музей купца Ивана Игнатова. Он много сделал для судостроения Тюмени, финансировал экспедиции, описывал судоходные пути, но о нем осталось мало памяти.
– По образованию вы речник, откуда у вас появился такой интерес и тяга к истории?
– Да, я всю свою жизнь связан с водой. Как закончил институт, устроился в «Подводречстрой» в 1971 году. С тех пор у меня одна запись в трудовой книжке. Но как я могу не интересоваться историей, когда сижу в таком месте?
– За 15 лет вам удалось собрать немало экспонатов. Где вы находите их?
– Я сам удивляюсь этому. Откуда-то появляются люди, которые тоже что-то собирают, мы становимся друзьями, они знакомят с другими людьми. Так обрастаешь нужными знакомствами, появляются экспонаты. Бывает, звонят тюменцы и просят что-то забрать у них. Обычно это музыкальные инструменты. Например, у нас есть пианино, которому больше 100 лет. Есть дореволюционная мебель. Что-то реставрируем сами, более сложные экземпляры отдаем профессионалам. Библиотека собрана по нитке. Сейчас все офисы, предприятия, да и просто люди, выбрасывают книги, а я подбираю. Буквально по помойкам собираю. Половина наших книг вытащена из-под пресса на пакетирование макулатуры.
– А фотографии?
– Фотографии берем у тюменцев, сканируем, оригиналы возвращаем. У нас только копии, потому что наша охрана – лишь сторожевые псы.
– Уличные экспонаты – якоря, тоже под их охраной?
– Они неподъемные, поэтому мы за них не боимся (Смеется.). Эти шесть якорей мы подняли со дна Туры. Программа по очистке дна нашей реки от Тюмени до Тобольска проходила с 2005 по 2009 годы, тогда мы очистили ее почти от всего хлама. Из якорей сделали сад у себя во дворе. Один экспонат изготовлен в 1896 году на заводе графа Строганова. Еще один экспонат – свая первого деревянного моста через Туру, который обрушился в 1982 году. Когда мы чистили Туру, все деревянные сооружения того моста убрали со дна, часть пустили на доски: сделали двери, балкон. Только потом додумались, что это еще и хороший музейный экспонат, поэтому одну сваю оставили – ей 140 лет. Через некоторое время у нас появилась возможность обследовать на глубине створ деревянного моста, и мы нашли все речные опоры – вбитые сваи. Зафиксировали их координаты, чтобы потом вытащить.
– И все-таки кажется, что самый главный экспонат музея – сам дом, в котором он расположен. Есть ли какие-нибудь интересные легенды или загадки, связанные с ним?
– Есть. Девять лет назад мы обнаружили здесь подземный ход. Прокладывали ливневку, и наше оборудование провалилось. Расчистили пролом и увидели лаз размером метр на метр, который ведет в туннель. Точно неизвестно, для чего он, но как строитель я думаю, что это дренажная система. Раньше их делали, чтобы избежать подтопления дома, а после наводнения в Тюмени в 1979 году все засыпали. Тогда весь город одамбовали. Видимо, эти ходы тоже засыпали.
– Как вы восстанавливали облик здания музея?
– Здание построено в традиционном стиле Тюмени: первый этаж – кирпичный, второй – деревянный. Реконструкцию проводили своими силами. Дело в том, что у этого здания нет статуса памятника, иначе мы бы ничего не могли тут делать. Например, так произошло со старой железнодорожной станцией «Тура», которая расположена здесь же, на берегу реки. Несколько лет назад город на торгах продал здание станции с обременением, так как оно носит статус памятника. Это значит, что проект реконструкции должна делать специальная фирма, которая имеет допуск до реставрационных работ. То же касается и работ по реставрации. Все это в 10 раз дороже, нежели делать своими силами. В итоге сейчас станция стоит, окруженная забором, потому что у собственника нет денег на такую дорогую реконструкцию.
– В Тюмени давно обсуждают идею реконструкции всей прибрежной зоны в районе Масловского взвоза, создания тут единой зоны отдыха. Что вы думаете об этой идее?
– Самое интересное, что Масловский взвоз переименовали в улицу Элеваторную, а сам элеватор кто-то разрушил. При том, что это техническое историческое строение – первый элеватор в Сибири. Его разрушили примерно год назад, и неизвестно, кто это сделал. Зато там осталась насосная станция, которая построена в 1885 году, чтобы паровозы заправлялись водой с Туры. Что касается реконструкции Масловского взвоза, в Тюмени даже набрасывали ее концепцию. У нас есть новая прекрасная набережная, почему бы не сделать рядом набережную старой Тюмени? Здесь сохранилось здание насосной станции, водозабора, пакгаузы, та же станция «Тура», железнодорожные пути, а заканчивается эта линия как раз правлением пароходства. Может получиться интересная зеленая пешеходная дорожка вдоль реки. Ведь это центр города. Единственное, что портит вид, – капитальные гаражи. Если их убрать, будет прекрасное место для отдыха.
– Какие у вас планы относительно реконструкции вашего причала? Он может со временем тоже стать экспонатом музея?
– Наш причал очень ветхий. Это деревянная конструкция, которая на солнце высыхает и становится как порох. Он горел уже пять раз. Отдыхающие не понимают этого – разводят костры. Поэтому пока мы засыпали причал грунтом. В будущем хотим отреставрировать его, поставить пристань как у Игнатова-Крубатова, старый тюменский пароход: как-то обыграть историческую тему. Я заинтересован, чтобы привести все здесь в порядок, но пока не хватает денег.
– Музей находится, с одной стороны, в центре города, с другой – в зоне, пока больше похожей на промышленную. Как люди находят вас, кто обычно приходит на экскурсии?
– Часто организованно приезжают школьники, недавно тюменские туристические конторы, которые проводят пешие прогулки по исторической части города, начали приводить свои группы. Большинство людей узнает о музее из Интернета. Например, как-то пришла пара из Москвы. Они приехали в Тюмень в командировку, прочитали о музее в Интернете и решили прийти сюда.
– И все же информации о музее мало даже в Интернете. Когда тюменцы могут приходить сюда на экскурсии?
– Я всем говорю так – приходите в любое время. Я здесь каждый день до 7-8 часов вечера, даже в субботу и воскресенье. Если меня нет, откроет вахтерша. Конечно, с гидом-то интереснее, но и так посмотреть можно. К тому же, сейчас мы и вахту приучаем что-то интересное рассказывать.
Фото: Фото автора