Недавно в магазине стала свидетелем любопытного разговора. Встретились две подруги, которые, видимо, давно не общались. У одной – младенец в коляске и вокруг нее еще скачут погодки трех-четырех лет. У другой – капризный мальчик тоже лет четырех, который не дает ни слова маме сказать: дергает ее, кричит, падает на пол в истерике. «За вторым когда собираетесь?» – перекрикивая горластого ребенка, спросила многодетная мама. «Что ты, я и с одним-то справиться не могу!» – всплеснула руками вторая и подхватила на руки свое беспокойное чадо. Ее мнение разделяют многие: один, максимум два ребенка – это еще можно выдержать, но трое и больше – нет уж, увольте! Но на самом ли деле так страшны многодетные семьи?
В тесноте да не в обиде
Еще сто лет назад иметь несколько детей в семье считалось нормой. Потом, с изобретением презервативов и законов, обязывающих родителей давать детям некий бытовой минимум, малышей в семьях резко поуменьшилось. Не только в России, но и в Европе в целом. Единственные страны, где многодетность по-прежнему остается нормой, – Италия, Испания, Греция. «У меня две старших сестры и младший брат, и мне сложно представить жизнь в семье, где был бы я один. Это очень скучно!» – признается 40-летний Серджио Вернамонте из Сан-Ремо.
«Я сама выросла в семье, где нас у мамы было трое, поэтому в многодетных семьях вижу только плюсы, – делится опытом мать четверых детей Ольга Петрушевич. – Во-первых, это плюсы бытовые: младшие донашивают одежду за старшими, доламывают их игрушки, учатся по их учебникам. Во-вторых, старшие дети всегда присмотрят за младшими, а те, в свою очередь, будут тянуться к более взрослым братьям и сестрам». Еще немаловажный плюс, который отмечает женщина, это прививание навыков заботы, осознание своих прав и обязанностей в доме. «У нас в семье принято так: старшие помогают младшим, а младшие – старшим, – продолжает Ольга. – Например, пятилетний Владик с удовольствием делает уборку вместе с 10-летним Андреем, с которым он живет в одной комнате. В свою очередь, когда Андрей идет гулять, он всегда берет с собой Владика, и я уверена, что он присмотрит за братом».
Еще одно распространенное заблуждение, что в многодетных семьях дети страдают от недостатка родительского внимания. Однако статистика показывает обратное, именно те дети, которые были одни в семье, чаще всего обращаются за психологической помощью, страдают девиантным поведением. «Единственный ребенок с рождения является объектом пристального внимания со стороны мамы и папы, но если это внимание ослабевает хоть на градус, ребенок чувствует себя брошенным и начинает требовать еще большей любви, а это путь к появлению маленького тирана», – объясняет школьный психолог Наталья Дрозд. «Эффект многодетных семей заключается еще и в том, что ребенок получает любовь не только от родителей, но и от братьев и сестер, – подхватывает ее коллега из Санкт-Петербурга Наталья Яловская. – Такое эмоциональное многообразие помогает полнее сформировать личностно-эмоциональную сферу, позволяет ребенку не только различать, но и самому проявлять всю гамму чувств».
«Если родители не способны любить своего ребенка, то будет в семье один малыш или десять – они одинаково недополучат этой любви», – уверена Альфия Шаяхметова, которая готовится стать мамой в третий раз.
Но если плюсы многодетных семей столь очевидны, то почему люди не торопятся заводить по нескольку детей?
Враг государства
Законы, принятые в 50-60-х годах прошлого столетия во многих странах Северной Европы, были направлены на формальное повышение уровня жизни. «Власти устанавливали минимальный уровень доходов на каждого члена семьи, включая детей, а поскольку зарплаты у родителей были не так уж высоки, то семья была вынуждена ограничиться одним-двумя малышами, в противном случае она нарушила бы закон», – поясняет историк-социолог Павел Гуров. Со временем доходы населения росли, но привычка не рожать осталась. К тому же зарождалась эра потребления, рекламные слоганы призывали людей приобретать товары, чтобы обеспечить быт и подготовиться к появлению ребенка. Однако гонка за благоустройством бесконечна, и многие семьи так и не сподобились на рождение второго ребенка. «Людьми владел страх, что они еще плохо подготовились к этому событию, еще не купили вторую машину, новый холодильник, бесшумную стиралку, тостер, хлебопечку, не положили теплый пол в детской, – пишет американский социолог Питер Роджерс. – Это заставляло их откладывать появление ребенка до лучших времен, которые, как мы понимаем, тоже отдалялись с появлением все новой и новой техники».
Однако когда уровень смертности превысил уровень рождаемости, многие государства схватились за голову и начали спешным образом бороться за демографию. Сегодня в странах Северной Европы, которая некогда очень ревностно следила за родителями, готовы идти на уступки, лишь бы только в семьях появлялись вторые и третьи малыши. «В Германии каждый муниципалитет по-своему поддерживает семьи. У нас в Андернахе, например, снижают плату за детский сад, если в него ходят несколько детей из одной семьи. На 30% меньше платишь, если в него ходят два ребенка, за третьего плата снижается вполовину и так далее», – рассказывает мама двоих детей Катерина Лисс. В Дании же родителям, которые платят за детский сад или пользуются услугами няни, 50% этих расходов возмещает работодатель.
В России подобная практика еще только начинает внедряться, но говорить о поддержке многодетных семей со стороны государства пока не приходится. Помощь носит единичный или стихийный характер, когда о многодетных мамах вспоминают в преддверии выборов или Нового года. Большинство же семей, решившихся завести более двух детишек, рассчитывают исключительно на свои силы.