Небезызвестный Сергей Шаповал, член Союза художников и Союза фотохудожников России уже более 20 лет занимается фотографией. Взгляды, рассуждения и творчество этого человека завораживают, о его мастерстве наслышаны не только в Тюмени и России, но и за рубежом. С 15 мая в Академии фотографии во время своего курса «Портрет: естественное и искусственное освещение» мэтр поможет научиться не просто снимать портреты, но и раскрывать внутренний мир человека, выражать посредством фотографии его чувства, мысли и характер. В своем интервью Сергей Вячеславович рассказал о том, что такое настоящая фотография и как работать в многогранном и, пожалуй, самом сложном жанре – портрете.
– Насколько, на ваш взгляд, в Тюмени развито искусство фотографии и вообще какая она местная фотография? Сплошь коммерция?
– Последние года два-три я очень часто об этом задумываюсь и анализирую феномен фотографии вообще в изобразительном искусстве. Сегодня мои заключения на этот счет состоят в том, что гениальной или шедевральной фотографии нет. Есть хорошие и плохие фотографии. Что такое плохая фотография? Все мы как зрители в меру своей собранности и распущенности по-разному воспринимаем фотографию. У каждого на этот счет свое мнение, и оно может не совпадать. Однажды на лекции у меня спросили: «Что такое искусство?». Я задумался и объяснил это так: в первую очередь искусство – это культура. Архитектура, живопись – это памятники. А что такое фотография? Для нас по большей степени снимок – это тоже памятник – на память. То есть фотография – это культура. А культура – это дисциплина. Допустим, чтобы в изобразительном искусстве стать мастером, необходимо выучить дисциплины – рисунок, композиция и так далее. Только когда ты это все приобрел, ты начинаешь развиваться, начинаешь «возделывать» свои знания, в итоге получается произведение искусства – благодаря дисциплине. Такие простые истины нельзя забывать.
Шаповал Сергей Вячеславович.
Родился в 1961 году. Окончил Владивостокское художественное училище и художественно-графический факультет Московского Педагогического Государственного Университета. Фотографией занимается 24 года. Участник областных и Российских выставок в области декоративно-прикладного искусства. Принимал участие в фотовыставках «Сибирское биеннале» в Сургуте, провел две персональных выставки. Член оргкомитета Тюменского фотоклуба ФОТОРЕГИОН, автор серии лекций в области изобразительного и фото-искусства.
По сути всю работу делает фотоаппарат. Человеку главное найти хороший сюжет и скомпоновать. Но выставить композицию – это еще не гениальность. Я могу сказать кому-то: «Да, ты молодец, постарался». Но гениальным я его не смогу назвать. Фотография не прощает ошибок, в ней все «на лицо».
– Как вы относитесь к коммерциализации искусства? Сняли бы свадьбу за большие деньги?
– Я очень спокоен за любителей фотографии в этом городе, которые снимают для себя на память. Я спокоен за коммерческое фото, это прикладная фотография. Там нет искусства. Бусики, рюшечки – это хорошо, но все это лишь прикладные вещи. А культура она более духовна. Свадебные фотографы, которые ездят и дают мастер-классы, говорят о том, какого успеха они достигли, как знамениты стали. Но это все блеф. На самом деле хороший свадебный фотограф должен забыть о том, что он «гениальный» фотограф. Ведь он работает в сфере бытового обслуживания. Коммерческое фото – особая культура, в ней присутствует традиция, меняется только антураж, как меняется окружающий мир.
Я не снимаю свадьбы. Когда у меня вырастет борода, когда на меня молодежь будет смотреть как на почтеннейшего дядю фотографа и позировать мне будут как отцу родному, вот тогда я может быть и захочу там поработать.
– Вы застали эпоху, когда во главе всего были конкретные идеологические ценности, я говорю о советском времени, творцы были более обезличенные что ли. Сейчас же наоборот, эпоха самовыражения личности, если так можно сказать. Это мешает настоящему искусству? Какую роль играет личность фотографа в создании фотографии?
– Самовыражение личности – это глупая фраза. В советское время фотографы не были обезличены: люди фотографировались в фотоателье, но имя фотографа в городе, по крайней мере знали все, кто имел фотографии этого мастера.
То, как сейчас выражаются фотографы, – визитная карточка для психолога, хорошая основа для анализа личности. Вообще, наше время конечно очень отличается от советского периода. Сейчас нам все диктует рынок. Наша власть часто говорит о здоровой конкуренции. А для этого вроде как надо самовыражаться, показывать свою индивидуальность. Насколько ярко вы о себе заявите, настолько велики шансы на победу. Но по сути это неправильно. Как можно говорить о здоровой конкуренции, если я хочу, чтобы мой конкурент вообще перестал работать в моей сфере? Я должен быть первым, значит, я должен культурно задавить своего конкурента. Нет, самовыражение – это кич, дешевка. Это все отражается в «произведениях», прививается дурной вкус.
Я вижу, как выражаются наши местные фотографисты и фотографистки, как я их называю Три-четыре-пять лет в фотографии – это не срок. Вот когда им будет 50, тогда я посмотрю, что они будут снимать.
– Существует мнение, что, не живя в мегаполисе, столице, творческому человеку сложно пробиться и стать знаменитым. Вы с этим согласны? Во время обучения несколько лет вы прожили в Москве, не хотелось там остаться?
– В Москве я оказался не совсем случайно. Я поступил в Хабаровский институт, проучился два года и затем меня отправили как одного из лучших студентов в Москву. Я учился там три года в МГПИ имени В. И. Ленина. Поступали очень интересные предложения, которые могли бы еще тогда изменить мою жизнь. Причем одно из предложений было особенно интересным: предоставлялась полная свобода творчества (как живописца), жилье, неплохие деньги, жизнь в Санкт-Петербурге. Но это своего рода была сделка с судьбой и даже с дьяволом. В общем, я отказался, и мы с женой вернулись в Хабаровск. Хотя, с другой стороны, многие ведь из моих знакомых остались в Москве или Санкт-Петербурге, но где они сейчас? Я не вижу их в зените славы. Здесь точно такая же жизнь, как и там, в столицах. Тюмень – это маленькая часть Москвы. Не надо верить тому, что именно там вы «узвездитесь». На этот счет почитайте Кена Роквелла «Семь уровней фотографов».
– Многие сулят вам большую карьеру за рубежом, почему вы не хотите переехать в Европу?
– Я не езжу за границу. На позапрошлый день рождения фотоклуб подарил мне путевку в Европу. Я долго ее не использовал, в итоге собрался спустя год и уехал в Прагу на следующий день рождения. Когда я там отдыхал, то заметил, что атмосфера и обстановка там мне что-то напоминают. Оказывается, мне это напомнило добрые советские времена, догорбачевского периода. Стабильно, ровно, сдержано, народ на улицах не пьет. Нет, я не хочу жить «за бугром».
– В скором времени Академия фотографии открывает курсы о мастерстве фотографирования. Расскажите, о чем и для кого будет ваш курс?
– В академии фотографии есть курсы как для начинающих, так и для продвинутых авторов. На самом деле, для меня как педагога без разницы, насколько близко человек знаком с фотоаппаратом, ведь, взяв его в руки, мы прикасаемся к инструменту. В Академии говорят о том, что там могут научить снимать красиво и правильно. И действительно – надо научить. На своем курсе я буду учить классике – это основа основ. Не секрет, когда в фотографии нет основы, нет элементарного, то никакие эффекты не спасут снимок. Они будут лишь уводить зрителя от истины. Фотографирование – это культурный процесс. Это воспитание себя, неторопливость. Искусство фотографии должно развиваться в человеке годами. Не могут все кадры быть хорошими, из ста снимков – один-два действительно хороши.
Сейчас модно делать серии из нескольких фотографий. Тенденция – с одной фотографией ты не интересен. Для меня наоборот, один настоящий портрет куда важнее серии неплохих фотографий.
Когда я вывожу ребят для съемок куда-то на натуру, то они думают, что сейчас прибудут на место, а там, картина Шишкина, снимай, не хочу, все готово. Мы приезжаем. А там лес или поле. Меня начинают спрашивать, что же тут снимать. Я подсказываю, беру фотоаппарат, выстраиваю композицию, и человек видит сюжет. Но не всегда он хочет действительно самостоятельно увидеть нужное. Он может щелкнуть мой выстроенный кадр, развернуться и уйти, не заметив того, что рядом тоже был интересный сюжет.
Когда речь идет о хорошем, добротном фотографе, всегда говорят: «Ух ты, как хорошо подглядел, увидел момент и зацепил». То есть он увидел там, куда никто не лезет. То есть он видит так этот мир, подмечая такие детали и мелочи, которые не всегда доступны взгляду обычного обывателя. Я учу наблюдать и видеть такие моменты.
Вообще высшим пилотажем хорошей операторской съемки, не гениальной, а именно хорошей и профессиональной, я считаю съемку на слайдовую пленку.
– С чего необходимо начинать обучение, вообще насколько сложно научиться фотографированию?
– Если вы хотите стать хорошим и добротным фотографом, главное – труд. Одно дело, когда у тебя приходит мысль, другое – эту мысль донести. Во время работы с материалом художник через кончик карандаша изучает каждый миллиметр вашего тела. Фотограф мыслит формой. При этом иногда упускается рисунок. Когда складывается все: композиция, форма, рисунок, – казалось бы, все готово. Но нет истины. И все труды насмарку. Тут увидел фотографию: лежит девушка с красивейшими формами, оголенное и изумительное тело. На фотографии девушка лежит на деревянных бревнах. Я пишу комментарий: «Да, графика. Красиво…красиво…красиво? Диссонанс». Фотограф соригинальничал. Но что такое оригинал? Это подлинник. Да красивая девушка на фото, но то, что она голая лежит на бревнах, как качественно они ни были бы сняты, как бы ни был выставлен свет, это не подлинная, жизненная ситуация, правильно? Да, меня как мужчину привлекает ее внешность – это факт. Но почему она голая и почему на бревнах? Это неестественно, верно?
У меня не крутая фототехника. У меня пленочный фотоаппарат и просто мыльницы. Я снимаю и на цифру, и на пленку. Бывает, я иду гулять с цифрой и снимаю все. Но когда в руках пленка, с ограниченным количеством кадров, лишний раз задумываешься и относишься очень аккуратно к каждому кадру. Если вы хотите научиться фотографировать, не важно, какой у вас фотоаппарат – без настоящего желания и труда техника вас не спасет.
Есть фотографы, которые начинали, снимая только для себя. Дальше они росли, искали и запечатляли. На протяжении этого пути всегда будут и взлеты, и падения. Будет вылезание из кожи вон. Первый раз я взял фотоаппарат в руки для того, чтобы запечатлять на память то, что каждый день со мной происходит. Композиция есть, даже если кажется, что ничего нет. Но, чтобы ее увидеть, в первую очередь надо найти себя.