Город Здоровье Рискованная засуха в родах

Рискованная засуха в родах

«Была у меня одна беременная, ее две недели на «безводном» положении продержали: с тридцати двух недель до тридцати четырех, – вспоминает акушер-гинеколог Александр Бойко. – Что удивительно, родила сама, нормально! Но мы за это время буквально поседели. Ч

«Была у меня одна беременная, ее две недели на «безводном» положении продержали: с тридцати двух недель до тридцати четырех, – вспоминает акушер-гинеколог Александр Бойко. – Что удивительно, родила сама, нормально! Но мы за это время буквально поседели. Что не говори, а такие эксперименты все же довольно опасны». «Первый раз слышу о настолько длительном безводном периоде (БП)! – ужасается акушер-гинеколог Алеся Микурова. – Вообще, при длительности БП более восемнадцати часов очень высок риск хориоамнионита с соответствующими последствиями. Не проще ли было разродить сразу, ввести сурфактант, тем более, срок беременности позволял. А так и до сепсиса недалеко».

Теперь все вышеизложенное переведем с пугающей китайской грамоты на общечеловеческий и поясним: безводный период – когда воды уже отошли, а ребенок еще не родился – это норма. Но, к сожалению, многим мамам не понаслышке знакомо и другое понятие – «длительный БП», который ставит под сомнение здоровье беременной и младенца.

И да, и нет, и как получится

«Длительный безводный период однозначно грозит инфицированием плода и родовых путей, – считает акушер-гинеколог Марина Лопарева. – И чем дольше этот период, тем больше риск. Почему? А вот представьте на минуточку: вы живете в большом красивом доме с множеством соседей. Соседи ваши вполне безобидны – мусор вам на балкон не выбрасывают, стекла не бьют, двери не поджигают, на коврик не гадят, ночами не скандалят, стены перфоратором по полгода не долбят. В общем, вы мирно и радостно бок о бок сосуществуете. Возможно потому, что ваши соседи люди приличные и интеллигентные, а, более вероятно – оттого, что у ваших дверей стоит мощная охрана, через которую в ваше уютное жилище ни одна мышь не проползет. Но в один прекрасный день охрана от ваших дверей куда-то исчезает, либо вы сами ее убираете за ненадобностью. И, покидая свою квартиру, совершенно ни о чем не волнуетесь, даже дверь в апартаменты оставляете приоткрытой, надеясь на соседскую благожелательность, (соседи-то у вас – люди приличные). И только вы ушли, они тут как тут. По одному проникают в вашу квартиру, осматриваются там, обживаются и постепенно наглеют. Охраны-то все равно возле дверей никакой и в помине нет, а на вас они чихать хотели. Вот такие невоспитанные, беспардонные и абсолютно безжалостные люди оказались ваши соседи, а вы и не знали. И пока вы гадаете, как быть с охраной и раздумываете, вызвать милицию или справляться с захватчиками своими силами, они уже разорили ваше жилье, объели холодильник, натолкали полную пазуху пинков вам и вашим домочадцам, изувечили мебель и вот-вот подожгут занавески…

Аллегория понятна? Именно такие соседи в виде условно патогенных микроорганизмов и живут в изобилии на нашей коже, слизистых, в кишечнике, во влагалище, до поры до времени ведут себя смирно и своего соседа-хозяина не беспокоят понапрасну. И именно после их налетов на ослабленный в родах организм, а особенно на уязвимые родовые пути и плод, и начинаются воспалительные процессы и инфекции, описанные в умных книжках. Я уже молчу о присутствии в организме во время родов, не дай бог, инфекций передающихся половым путем или ассоциаций из двух-трех видов микробов, которые усиливают патогенные свойства друг друга. И, повторюсь, чем дольше ослабленный организм остается без охраны (медикаменты, грамотные специалисты), тем больше беспределят незваные гости. И тем "веселее" последствия такого соседского присутствия».

«В случае с недоношенными детьми, как ни странно, длительный период до родов (в случае, если воды уже отошли) может стать той соломинкой, за которую хватается утопающий, – присоединяется к коллеге акушер-гинеколог Александр Бойко. – Чем дольше безводный период, тем у ребенка больше шансов дышать самому после рождения (в легких вырабатывается специальное вещество – сурфактант, у недоношенных деток до 34 недель его практически нет, поэтому приходиться либо вводить искусственный, что очень дорого, и часто после рождения за таких деток дышит аппарат). Это мировая практика, кстати, очень эффективная. Самостоятельное дыхание после рождения недоношенных деток позволяет избежать многих проблем, в том числе неврологических».

Грозные последствия

Подтекающие или, тем более, отошедшие воды говорят о разрыве плодных оболочек, который в норме, должен происходить во время родов. Все другие варианты развития событий, как правило, чреваты проблемами. Самые распространенные осложнения:

  • Респираторный дистресс-синдром – наиболее тяжелое состояние недоношенных детей. Легкие ребенка еще не успели развиться и не могут самостоятельно участвовать в акте дыхания. Они склеиваются изнутри, не позволяя циркулировать воздуху. Таким детям необходимы дорогостоящие инъекции сурфактанта (вещества, помогающего быстрее «созреть», «раскрыться» легким малыша) и искусственная вентиляция легких, соответственно.

  • Инфекционные осложнения у матери и ребенка – самые частые, развиваются независимо от срока беременности через 6–32 ч после разрыва плодных оболочек, вызывая тяжелейшие последствия. Иногда настолько серьезные, что спасти ребенка не удается. Помимо этого дети в результате длительного БП, как правило, страдают гипоксией, может начаться преждевременная отслойка плаценты или возникнуть аномальная родовая деятельность.

  • Часто у беременной (или роженицы) длительного безводного периода отмечаются ухудшение общего состояния, повышение температуры тела, озноб, тахикардия, гнойные выделения из половых путей. В крови (анализ) возрастает количество лейкоцитов, что говорит о воспалительном процессе. Сердце ребенка тоже начинает колотиться. Чаще всего хориоамнионит развивается при безводном промежутке, длящемся более суток. У каждой пятой роженицы хориоамнионит переходит в послеродовый эндометрит (воспаление слизистой оболочки матки), возникающее после родов; возможны и другие послеродовые гнойно-септические заболевания. Особо опасны роды при воспалении плодных оболочек тем, что возможно развитие инфекционно-токсического шока.

Не знаю – так узнаю

«Часто приходится встречаться с беспокойством будущих мам о том, что они пропустят подтекание околоплодных вод, поскольку оно им неизвестно, – сожалеет акушер-гинеколог Анастасия Кошель. – Основная проблема в том, что часто за околоплодные воды принимают усиление влагалищных выделений, или, наоборот, подтекающие околоплодные воды принимают за нормальные выделения. Вот несколько признаков, которые должны насторожить будущую маму: обычные выделения стали более обильными и водянистыми, или выделений становится больше при изменении положении тела (к примеру, в положении «лежа»). Живот визуально уменьшается в размерах или высота стояния дна матки становится ниже».

Поэтому, если вы заметили, что бельё намокло, или из влагалища течёт тёплая жидкость, нужно как можно скорее добраться до роддома, даже если вас ничего не беспокоит. Если это действительно воды, то околоплодный пузырь уже нарушен и больше не защищает малыша от воздействия внешней среды, а в родовые пути могут выпасть петли пуповины, в любом случае, нужен срочный осмотр специалиста. Как минимум, вы просто успокоитесь, услышав о том, что это «ложная тревога». Как максимум – спасете жизнь своему ребенку. В сомнительных случаях берется мазок из влагалища на наличие околоплодных вод или проводится амнитест.

«Если подтекание околоплодных вод подтверждается, а схваток нет, врач решает вопрос о дальнейшем ведении беременности в зависимости от ее срока, – поясняет акушер-гинеколог.– До 34 недель акушеры делают все возможное для продления беременности, так как легкие плода, как правило, незрелые и после родов у новорожденного могут обнаружиться дыхательные расстройства. Мама находится под постоянным наблюдением (измеряется температура тела, проводится исследование содержания лейкоцитов в крови, клинический анализ крови, УЗИ, КТГ — исследование сердечной деятельности плода, исследование выделений из половых путей на инфекции), будущей маме назначается строгий постельный режим в стационарных условиях, при необходимости — антибактериальная терапия, препараты, ускоряющие созревание легких плода. Если же нет условий для продления беременности, для профилактики и лечения дыхательных расстройств у новорожденных применяется сурфактант. Если признаков инфекции нет (при достаточном количестве вод в плодном пузыре по УЗИ), беременность можно продлевать до 34 недель дальше. Если же в результате исследования обнаруживается, что матка плотно охватывает плод, а жидкости и вовсе нет, ждать больше двух недель нельзя даже при отсутствии признаков инфицирования (однако такая ситуация складывается крайне редко). Если срок беременности больше 34 недель, женщину готовят к предстоящим родам, без вариантов».

«Сейчас такая политика, – продолжает тему врач-неонатолог Ирина Кускова. – При преждевременном отхождении околоплодных вод (по правилам сначала начинаются схватки, потом уже отходят воды, но у некоторых сначала отходят воды) применяются две тактики: выжидательная, когда ждут появления схваток (при этом обязательное условие – женщину не смотрят на кресле, чтобы не инфицировать, воды должны быть светлыми, неотягощенное инфекционное «прошлое», хорошее состояние плода по монитору), т.е не вмешиваются в мать-природу. Максимальный безводный период в моей практике был около 60 часов. И есть активная тактика, когда, ждут четыре часа с момента отхождения вод, и, если схватки не начинаются, роды стимулируют (вызывают схватки с помощью медикаментов). В данной ситуации риск инфицирования, конечно, меньше, но много других недостатков».

«Ведение беременности с длительным безводным периодом – это искусство, требующее соблюдения многих важных моментов, от которых зависит успех дела, – акцентирует внимание Александр Бойко. – А именно: от умного врача (не практиканта), постоянного мониторинга матери (температура, давление, пульс) и плода (проверка на инфекции – до нескольких раз в сутки). А также от хороших антибиотиков, оборудования, разработанного плана действий на все случаи вероятных осложнении и главное – от профилактики инфекций. А это – смена постельного белья два раза в сутки и стерильных прокладок каждые полчаса, индивидуальная палата со всеми удобствами, сведения к минимуму вагинальных исследований, тщательного мытья рук (извините за банальность), общего анализа крови, как минимум, раз в сутки или чаще и, само собой – антибиотики. И если есть хотя бы малейший намек на инфицирование, то незамедлительное родоразрешение».

Безводный период – это норма, но только в том случае, если роды начались вовремя, а будущая мама и малыш чувствуют себя хорошо. Если ситуация обстоит иначе, и вы заметили признаки неблагополучия, как можно скорее обратитесь к специалисту, тогда есть шанс, что ваш ребенок (равно как и вы сами) не испытает множества проблем, которыми чревато несвоевременное рождение. Это как раз та ситуация, в которой лучше все-таки перестраховаться.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
62
ТОП 5
Мнение
Город как будто кричит: «Народ, смотрите, у меня есть деньги!»: журналист из Волгограда приехала в Тюмень и обомлела
Диана Коржок
Старший корреспондент
Мнение
Коварство, мистика и щепотка понятного счастья: 20 книг, которые покорят вас с первых страниц
Ирина Пермякова
Мнение
«Утро стало напоминать борьбу с неадекватными водителями». Тюменка — о дискриминации владельцев маленьких авто
Елена Тимофеева
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«У меня была привычка покупать любовь»: честный рассказ тюменца с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Рекомендуем
Объявления