Все новости
Все новости

Когда мама становится Бабой-ягой

«Быстро закрывай глазки, а не то я позову милиционера!» – говорит мама своему малышу, который не может уснуть. В такой или более изобретательной формулировке родители часто пытаются «успокоить» непослушного ребенка. Однако это не всегда действует. А если.

«Быстро закрывай глазки, а не то я позову милиционера!» – говорит мама своему малышу, который не может уснуть. В такой или более изобретательной формулировке родители часто пытаются «успокоить» непослушного ребенка. Однако это не всегда действует. А если и действует, то не так, как нам хотелось бы. Ребенку становится страшно.

Кому не известно это чувство? То внезапно нахлынувшее, так, что трясутся колени, тело – будто скованное цепями – и нет возможности шевелиться. То тихое, продолжительное ощущение беспокойства и тревоги, сопровождающееся бессонными ночами, желанием во что бы то ни стало забыться, прогнать прочь своих обидчиков.

Взрослый человек почти всегда может побороть это состояние или, погрузившись в дела и заботы, забыть о нем, а вот маленький ребенок часто остается один на один со своими фантазиями и вымыслами. Он боится оставаться в темноте, потому что из шкафа может выскочить чудовище, но не признается в этом родителям. Как заставить ребенка идти в свою комнату? Что делать, если ваш малыш чего-то боится? Откуда приходят и куда уходят детские страхи? На эти и другие вопросы отвечает руководитель детского телефона доверия «Горячая линия», психолог-консультант института практической психологии «Эго-ресурс» Елена Сыркина.

– Елена, скажите, как у ребенка возникает чувство страха?

– Дети не рождаются с готовыми представлениями о тех или иных явлениях взрослой жизни, например, о смерти, о жизни, о любви, о ненависти. Однако по мере развития психики маленького человека различные переживания и страхи актуализируются. Ребенок уже многое видит и многое знает, но еще не все понимает, неограниченная детская фантазия не сдерживается реальностью. Частично формируем детские страхи мы сами – взрослые. Никогда нельзя наказывать за плохое поведение ребенка страхом. Если он достаточно смышленый и обладает крепкой нервной системой, то он быстро разберется в том, что милиционеру нет до него никакого дела, а Баба-яга живет только в книжках. И тогда он поймет, что папа и мама часто врут ему, чтобы он был «послушным». А значит – врать можно. А если малыш действительно поверил? Он будет думать, что вы способны отдать его чужому дяде и не станете защищать его от Бабы-яги. Лучше сообщить ему, что его поведением недовольны вы лично, а не какая-то Баба-яга. В этом не будет лжи, и ребенок увидит, что им недоволен самый значимый для него в этом мире человек – мать или отец.

– Допустим, что трехлетний малыш боится неожиданной встречи с Кощеем Бессмертным. Но когда-то этот страх пройдет. На смену ему придут другие. Это вообще как-то связано с возрастом?

– Безусловно. Все детские страхи теоретически можно разделить на «возрастные» категории.

– Интересно…

В возрасте от года до трех лет ребенок начинает отделять себя от окружающих, осознавать свое «Я». Развиваются волевые качества, которые противостоят неуверенности в себе и нерешительности в поступках. Характер общения родителей с детьми может накладывать отпечаток на возникновения страхов в этом возрасте. Главным персонажем страшных сновидений становятся Волк и Баба-яга. Причем Волка боятся дети, у которых строгий отец. А боязнь Бабы-яги отражает проблемы ребенка со строгой, холодной матерью. Эти образы приходят из мира, где правит насилие, физическая боль, несправедливость и бессердечие. Диапазон детских страхов ограничен только фантазией наших малышей, а она, как вы понимаете, границ не имеет. Практически любой предмет или событие из внешнего мира может превратиться для ребенка в нечто пугающее.

В возрасте от трех до пяти лет формируется стремление к близости, доверительным отношениям с близкими. Ребенок начинает понимать, что такое любовь, нежность, жалость, сострадание. Дети этого возраста боятся одиночества, темноты и замкнутого пространства.

– Когда же страхи становятся более реальными, как у взрослых?

– Когда интенсивно развивается абстрактное мышление – в возрасте пяти–семи лет. Ребенок начинает осознавать категорию времени и пространства. Его могут интересовать вопросы «Откуда все взялось?» и «Зачем люди живут?». Ребенок впервые начинает осознавать, что смерть – неизбежный факт его биографии. Отсюда ведущим страхом в данном возрасте является страх смерти. Он тесно связан со страхами темноты, нападения, огня, стихии, заражения, опоздания. Все они содержат в себе угрозу для жизни в прямом и переносном смысле.

– Как помочь детям их преодолевать?

– В норме дети сами справляются с подобными переживаниями, если в семье сформирована дружеская, жизнерадостная и стабильная атмосфера, если взрослые, рядом с которыми живет ребенок, уверены в себе. Ребенок, ощущающий любовь взрослых, слышащий похвалы в свой адрес и уверенный в том, что получит поддержку в нужный момент, быстро «перерастает» свои страхи.

– Почему все-таки дети начинают бояться того или иного явления? Что или кто дает толчок, чтобы «тревожный пунктик» заработал в голове малыша?

– Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, отношений между родителями, от характера взаимоотношений между ребенком и родителями.

Недостаточная двигательная и игровая активность ребенка, несформированность навыков коллективной игры способствуют развитию беспокойства. Страх также может быть вызван сильным перенапряжением и усталостью матери, которая разрывается между домом и работой, эмоциональной невключенностью отца в жизнь семьи. Все это передается детям и вызывает ответную реакцию. Ранняя разлука ребенка с матерью также может повлиять на возникновение беспокойства и страхов. Если дети видят, что родители очень часто ссорятся, количество их страхов возрастает. Детям сложно понять, что происходит между взрослыми, но эмоционально они воспринимают конфликт как угрозу своей безопасности и защищенности.

На усиление страхов влияют высокие требования родителей. Желание сформировать личность ребенка по заранее составленному плану, отсутствие тепла, поддержки, неумение откликаться на потребности ребенка, постоянная критика могут закалить ребенка до такой степени, что он становится нечувствительным к требованиям. Одни дети отгораживаются от родителей стеной равнодушия и негатива, другие уходят в свой мир переживаний, третьи устраивают истерики, становятся беспокойными, подавленными и неуверенными в себе.

В любом случае самое важное – не отмахиваться от детских страхов, а относиться к ним с вниманием и пониманием.

– Часто ребенка бывает сложно понять. Как достичь того, о чем вы говорите?

– Нужно просто видеть страхи глазами ребенка, а не глазами взрослого человека. Не нужно бранить его или наказывать. У него ведь нет нашего опыта жизни, ничто не подсказывает ему, что ситуация может измениться в лучшую сторону, что все в жизни преходящее. Для него каждое горе безысходно, пока он его переживает. А пережив его, может о нем совершенно забыть.

Важно проанализировать собственные страхи и переживания. Кто в семье волнуется больше всего? Чего вы сами боялись в детстве, чего боитесь сейчас? Как это влияет на ваши взаимоотношения с детьми?

– Наверняка есть какие-то конкретные приемы «борьбы» с детскими страхами?

– Да. Дети обожают фантазировать и этим можно воспользоваться. Рассказанные или нарисованные переживания выходят наружу, становятся предметными, с ними можно поступить по-разному: порвать, сжечь или закопать. Можно придумывать истории, в которых ребенок справляется со страхом. Когда ребенок встречается в игре с волнующей его ситуацией, он относится к ней менее драматично, чем в реальной жизни. К тому же в игре у него есть возможность «примерить» на себя разные роли, в том числе и роль пугающего его персонажа. Ребенок приучается брать инициативу в свои руки, берет на себя ответственность за происходящее и самостоятельно принимает решения.

Поощрение самостоятельности ребенка, отсутствие испуганного выражения лица родителей, тревожных возгласов, драматических реакций, беспрерывных запретов способствует развитию у ребенка уверенности в себе, укрепляют волевую сферу.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter