Город Александр Клименко, архитектор: «Туристы не будут смотреть на ровные коробки многоэтажек»

Александр Клименко, архитектор: «Туристы не будут смотреть на ровные коробки многоэтажек»

" src=

Слова о том, что Тюмень в последнее время активно строится, давно уже стали общим местом в посвященных этой теме материалах СМИ. Между тем, мало кто задумывается над вопросом: а как она строится? Застройщики, отвечая на этот вопрос, оперируют объемами в квадратных метрах, инвесторы предпочитают говорить о сумме затраченных средств и предполагаемой прибыли, но похоже, пора прислушаться к архитекторам. Потому что они, в отличие от строителей и инвесторов, точно знают, как именно застраивается наш город.

Александр Иванович, не так давно один крупный чиновник на публике признался, что при взгляде на Тюмень у него создается впечатление, что главный архитектор города при проектировании был пьян. Как бы вы прокомментировали подобную реплику?

– Чиновник несколько погорячился. Во-первых, внешний вид города определяет совсем не главный архитектор. Если бы архитекторы определяли внешний вид города!.. На деле же все оборачивается тем, что решения о внешнем виде того или иного здания принимают либо чиновники, либо инвесторы. И делают это исключительно в меру своей, довольно невысокой, компетенции в сфере архитектуры. У нас разогнали градостроительный совет, и сейчас на заседаниях координационного совета по единой земельной и градостроительной политике архитекторы и проектировщики практически не имеют слова. А власть предержащие, исходя из собственных представлений об архитектуре, с карандашом в руках показывают профессионалам, что и как нужно делать. В результате те здания, которые появляются на улицах города, очень и очень далеки от первоначального замысла архитектора.

Кстати, самая горячая тема в этом году – парковки. Проекты без достаточного, по мнению властей, количества парковочных мест просто не утверждают. Правильно ли это?

– Самое интересное, что проблемы с парковками для градостроителей не являются такой уж горячей темой – о них было известно еще в пору предыдущего строительного бума в 90-х годах. Однако градостроителей, предупреждавших об опасности, никто особо не слушал. Уже тогда было ясно, что, например, в центре Тюмени парковочную проблему решать нужно исключительно с помощью многоэтажных паркингов – как подземных, так и надземных. Однако никто этого делать не стал. В результате ситуацию довели до крайности, и как бы сейчас строителей ни обязывали у каждого дома планировать большие парковки, эти крайние меры уже не способны помочь. Совершенно непонятно, почему нужно было доводить ситуацию до той точки, когда требования чиновников уже ничего не меняют.

Вообще, в транспортном плане проектировка нашего города оставляет желать лучшего, и тут тоже вряд ли стоит обвинять градостроителей. Прерывающиеся улицы, тупики, отсутствие сквозных проездов – все эти проблемы существуют давно. О том, кто принимал подобные решения, уже никто и не помнит. При этом ведутся постоянные разговоры о нехватке места, зачем-то сносятся здания действительно представляющие для города серьезную историческую ценность. Сносится то, чего уже не вернуть.

Одно время в воздухе витала идея о том, чтобы собрать все памятники деревянного зодчества в одном месте, устроить некий заповедник старых домов. Это решение проблемы?

– Хотелось бы сказать помягче, но иначе как бредом подобную идею назвать не могу. Любое здание должно существовать в том месте, где оно изначально было построено. Да, этнографические музеи, например, памятников деревянного зодчества создавались, такой опыт есть. Но это касалось зданий, свезенных из заброшенных либо разрушенных деревень, где эти памятники все равно погибли бы. В случае с городской средой это не так разумно и очевидно. Другое дело, что у нас огромное количество зданий в центре города находится в плачевном состоянии. Их необходимо реставрировать. Да, это дорого. Но это именно то, что делает наш город собственно городом, непохожим, например, на Екатеринбург или Челябинск. У нас же предпочитают все снести и построить новое.

Те, кто приезжает в город – будь то обычные туристы или, так называемые, бизнес-туристы, люди приезжающие из-за границы, – никогда не пойдут осматривать в качестве достопримечательностей ровные коробки девятиэтажек или современные торговые и офисные центры. Конечно, строить можно по-разному, в том числе и с массой архитектурных достоинств. Но разрушать сложившийся архитектурный облик города при этом совсем не обязательно. Сейчас, например, напротив филармонии снесут деревянную двухэтажку и на ее месте построят отель «Мариотт». Да, старое деревянное здание не было памятником, да и было оно уже довольно ветхим, но с расположенной рядом церковью оно создавало оригинальный ансамбль. Как будет выглядеть рядом с церковью отель – пока неизвестно.

Причем, если мы обратимся к зарубежному опыту, то там система реставрации зданий давно разработана, все уже давно известно. Здание реставрируется, люди из него выселяются – потому что в памятниках люди живут просто в ужасающих условиях. А в самом здании размещаются самые различные учреждения, в том числе культурные, общественные. А субъект, расположившийся в здании памятника, получает определенные льготы при условии, что он сохранит памятник в первозданном виде. К сожалению, с реставрацией в Тюмени большие проблемы, поэтому не исключаю той возможности, что по реставрациям мы будем работать в других регионах.

Но ведь сейчас серьезные ставки делаются на Тобольск как туристический центр. При этом историческая часть города, мягко говоря, смотрится ужасно.

– Это нормальный взгляд нормального человека. Действительно, сейчас в благоустройство Тобольска вкладываются серьезные средства. Однако необходимо понять, что туристический потенциал у Тобольска кроется исключительно в исторической части города. Туристы едут смотреть именно на старый Тобольск, и как раз этот Тобольск нужно приводить в порядок. Именно на реставрацию и сохранение исторической части города необходимо направлять средства. Сейчас же, по сути, забота об исторической части ограничивается латанием дыр на кремле.

Повторюсь, благоустройство Тобольска идет, но оно касается малых архитектурных форм, строительства набережной, хотя понятно, что Тобольск – не Петербург, и регулярных прогулок по набережной там никто совершать не будет. В Тобольске уникальный ландшафт – деление на верхний и нижний город. И если вы встанете у отремонтированного кремля и посмотрите вниз – зрелище оставит впечатление не исторического величия, а обычной ветхости и разрухи. Между тем, есть, например, улица Мира – на небольшом ее участке расположено около 20 объектов, которые нуждаются в реставрации.

Обычно архитекторы говорят о том, что в исторической части города очень сложно создавать что-то новое. Как сохранить баланс между старой и новой застройкой, например, в центре Тюмени?

– Примеры есть. Здание, в котором мы сейчас с вами находимся (административно-жилой комплекс по улице Республики, 14) – пример решения того, как можно построить новый дом в пределах исторической части города. Ведь для гостевых улиц нашего города в исторической части (Ленина и Республики) характерна двух-трехэтажная старая застройка, поэтому к строительству, тем более многоэтажному, здесь нужно подходить с особой осторожностью. Мы решили эту проблему так: на первой линии разместили малоэтажные помещения, а вот пятиэтажные поместили во внутреннем дворе.

Если вы обращали внимание, то со стороны улицы Ленина в здании сохранен фасад старого одноэтажного кирпичного домика, который стоял здесь раньше. Это сознательное решение – домик не был архитектурным памятником, никак не охранялся, и в принципе можно было его снести. Однако мы решили, что в целях сохранения городской среды в этом районе дом сносить нельзя. Поэтому фасад дома был встроен в новое здание. На мой взгляд, именно так можно решать проблему сохранения сложившейся застройки, особенно на фоне разговоров о том, что в центре города не хватает земель для нового строительства. Также мы занимались реставрацией здания по улице Республики, 26. Был сохранен старый кирпичный фасад, сделана стеклянная надстройка. Таким образом, и прежний вид здания, находившегося в аварийном состоянии, сохранили, и привнесли что-то новое.

Между тем, здание по улице Республики, 14, выглядит вызывающе современно...

– А зачем подделываться под старину? Ведь любая подделка по определению хуже оригинала. Каких только оценок не приходилось слышать по поводу здания нового драматического театра – и классицизмом его называют, и неоклассицизмом. Проблема в том, что каждый судит в меру своей компетенции, у каждого не-архитектора, да и архитектора тоже, какие-то свои представления о классицизме, например. Я оценивать здание нового театра не берусь – о вкусах все-таки не спорят. Понятно, что ситуация, при которой драматический театр ютится в бывших соляных амбарах, недопустима. Другой вопрос – как впишется здание нового театра в облик того района, где его разместили. Окружение там не самое «театральное» – типовая многоэтажная застройка. Может, в будущем вместе со зданием «Арт-Паласа» театр и составит интересный ансамбль, но пока что об этом судить рано.

Другой проект – строящийся жилой дом напротив театра кукол. Архитектор постарался по стилистике вписать его в существующую застройку, однако если посмотрть отвлеченно, то дом остался многоэтажной коробкой, возвышающейся среди застройки небольшой этажности. Подделываться под старину не стоит, можно делать вполне современные проекты, которые на фоне старой застройки не будут выглядеть монстрами. Весь вопрос – в том, как это делать.

Значит, архитектору действительно нужно хорошо знать город, чтобы гармонично вписываться в среду. Почему же тогда инвесторы, строящие коммерческую недвижимость, обращаются за помощью к полякам или туркам, мотивируя это тем, что у наших архитекторов нет опыта проектирования бизес-центров и ТРЦ?

– Видимо, такие инвесторы просто прозевали целое поколение архитекторов, которое уже выросло и способно оперировать не только своим личным опытом, но и мировым. Мы ведь постоянно общаемся с зарубежными коллегами, мы знаем, что и как надо проектировать, а самое главное – мы живем здесь и знаем, что нужно городу.

С поляками и турками действительно получается интересная история. Если инвестору кто-то вдолбил в голову, что турки умеют проектировать бизнес-центр или ТРЦ, то он закажет проект туркам, а потом наши местные архитекторы будут вынуждены его переделывать, чтобы он прошел согласование. Дело даже не в том, умеют или не умеют проектировать наши зарубежные коллеги. Для ответа на вопрос о зарубежных проектировщиках достаточно посмотреть на существующие сейчас в Тюмени ТРЦ и прочие современные здания. Инвесторам нравится, как они выглядят. Но есть ли от них польза городской архитектурной среде – большой вопрос.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем