Потерявшиеся подростки в заброшенных штольнях, шахтеры, пострадавшие в шахтах, люди, заблудившиеся в пещерах, оказавшиеся под завалами обрушившихся зданий, цехов, просто заплутавшие в лесу. Помните, в Астрахани обрушился жилой дом? А в Пермском крае рухнули своды бассейна, в котором семьями отдыхали горожане? Все это сфера деятельности спасателей и собак поисково-спасательной службы. Животных, которые играя вытаскивают людей с того света.
Нашей съемочной группе довелось пообщаться с волонтерами поисково-спасательного отряда Сергеем Баженовым и Радиславой Евдокимовой. Их любимцы и воспитанники – бельгийские овчарки Нео и Гюрза.
Пара слов о четвероногих сотрудниках поисково-спасательной службы (Далее ПСС. – Прим. ред.). Нео – настоящий джентльмен. Взрослый, стройный пес с короткой красно-рыжей шерстью, гордо поднятой головой и изящной черной мордой. Нео совершенно спокоен, пока не дошло до работы. Стоит хозяину повесить на его шею бубенчик (Это знак, что пора спасать людей. – Прим. ред.), как пес преображается. Тело вытягивается в струну, нос сосредоточенно изучает потоки запахов, и собака быстро, но без суеты начинает исследовать развалины в поисках пострадавших. По сценарию статист для Нео спрятан спасателями под техногенным завалом. Найдя человека, Нео звонко лает, указывая место. Выкапывать самостоятельно собаке не разрешается. Этот красивый, исполненный достоинства пес великодушно позволил закрепить на его ошейнике камеру и, сам того не подозревая, стал не только собакой-спасателем, но и видеооператором.
Гюрза – совсем еще юная бельгийская овчарка. У нее золотисто-черная шерсть и самый веселый в мире нрав. Она – миниатюрная и грациозная проказница. Сложно успокоиться в предвкушении спецзадания по поиску, ведь целую неделю не было тренировок. Гюрза вертится волчком и прыгает, как теннисный мяч. Но собаке все же удается «взять себя в лапы». Задание сложное: в море запахов нужно отыскать человека, затерявшегося в лесу. Возможно, жертву даже похитили и спрятали. Искать людей – самая любимая игра.
Откуда берутся собаки ПСС?
Для начала выбирается порода. Кинолог делает это индивидуально – кому из спасателей с какой собакой проще работать. Самая популярная порода в поисково-спасательной службе и самая пригодная – лабрадор-ретривер.
Эти собаки изначально добры к людям. Не приходится тратить много сил на социализацию зверя. В идеале начинать занятия нужно со щенком. Собака ПСС должна быть доброй и контактной совершенно ко всем людям. При этом и с сородичами она конфликтовать не может. Сборы и поиски подразумевают большое количество не только людей, но и собак. Эти животные смелые – они ничего не боятся. Громкие звуки – любимая музыка. Часто приходится работать под аккомпанемент включенного бензогенератора или какой другой мелодичной техники. Все эти собаки летают на вертолетах, так что высота, гул и вибрации для них родная стихия. Животные не должны бояться двигаться, в том числе и по неустойчивым поверхностям.
Собаки обязательно проходят курс послушания с последующей аттестацией. Еще два экзаменационных этапа – поиск в природной среде и поиск в техногенном завале. Не сдав один из трех этапов, животное аттестацию не получит.
Важно, чтобы задачи дрессировщиком ставились адекватно возрасту собаки и ее подготовке. Щенка необходимо первым делом социализировать с людьми и с сородичами. Он должен всех любить – это золотое правило ПСС и проблема одновременно. Далеко не все люди способны адекватно воспринимать, что их собака любит всех, как хозяина.
Инструктор по дрессировке собак ПСС Радислава Евдокимова: «Есть даже опыт работы с бомжами. Эти люди боятся собак, но нам удавалось уговорить их поработать. Потому что, по словам профессиональных спасателей, человек, пролежавший два-три дня в техногенном завале, пахнет, как бомж. А собаки, привыкшие искать чистого денди, который всегда только из душа, могут не распознать тяжелый запах грязного тела. Он просто не будет обозначать для них человека».
Собака учится послушанию и всех любить одновременно. Затем начинаются первые тренировки. Животное привязывается к «статисту». Инструкторы и дрессировщики делают так, чтобы собака общалась с самыми разными людьми. Люди должны быть разными по возрасту, полу и социальному статусу. Почему простой пример: собаки военных работают только с военными, потому что все военные пахнут одинаково. Они живут в одной казарме, их одежду стирают одним мылом.
Бывают проблемы, когда собака не идентифицирует ребенка как человека. Потому что гормональный фон и запах другие. Задача инструктора ПСС максимально расширить диапазон запахов у животного и показать при этом, что любой человек обязательно хорош.
Следовые собаки ищут по следу
Оказывается, ни в коем случае нельзя путать задачи следовой собаки и собаки ПСС. У животных совершенно разные принципы поиска. Следовой собаке дается образец запаха и она ищет только его. Только по земле. Где человек прошел, может быть, оставил какую-то вещь. Поисково-спасательная собака ищет абсолютно любой запах человека на выделенной территории. Это может быть лес, поле, деревня, развалины, овраги – где угодно.
Если искать человека в лесу, как правило, исходные данные схожи: когда он потерялся, точно не известно, куда, в какую сторону ушел, тоже не известно, оставлял ли он свои следы в данном конкретном месте, никто не знает. Иногда бывает, что и вещи нет, либо давность следа настолько велика, что все запахи давно испарились. Следовая собака, выходя на такой поиск, не справится с задачей. Она не возьмет след, как конькобежец не вытолкнет за круг борца сумо. Напомним, заявление о пропаже взрослого человека поступает в полицию спустя три дня после пропажи. Только ребенка начнут искать в те же сутки, если очень сильно настаивать.
Поиски следовой собаки увенчаются успехом в случае, если человек случайно именно сегодня здесь проходил. Это элемент везения. Поиск начинается от места, где человек потерялся или теоретически заблудился. А сколько он прошагал, когда понял, что заблудился? Когда люди теряются, они имеют странную способность проходить по пересеченной местности такие расстояния, которых в жизни бы никогда не прошли.
Собака поисково-спасательной службы, как мы помним, находит любые запахи. Это могут легкие концентрации, принесенные ветром, или следы – ей не важно. Запах прилетел, собака его проработала, сделала выводы и начала искать. Допустим, если человеку стало плохо, он потерял сознание и закатился в овраг – она его найдет, даже если никакие следы туда не ведут.
Точно так же на техногенном завале. Спасатели чаще всего быстро оказываются на месте случившегося и не владеют точными цифрами: сколько человек погребено под кирпичами, что это за люди. Для животного это сложнейшая задача – разобраться в концентрации массы запахов, выделить нужные и найти.
Кинологов ПСС в России очень и очень мало. Хотя потребность в таких специалистах огромна. Спасатели поясняют: видимая продуктивность работы собаки ПСС существует только на техногенном завале. И то формально, только когда есть погибшие. Потому что иначе как – никто же не погиб, и отношение к работе собак соответствующее. Ведомства проверяют эту работу по бумаге, а не находясь на объекте и вытаскивая живых детей из под бетонных балок. Формально все просто: обрушилось здание, известно, что там три человека, собака их нашла – получите 100% эффективности работы собаки, распишитесь. Все остальное доказуемо с трудом.
Инструктор по дрессировке собак ПСС Радислава Евдокимова: «Мы выходим в лес, нам говорят, что где-то здесь, когда-то человек ушел за грибами и обычно ходит туда. А на деле выходит, что человек ушел в соседнюю деревню и где-то в избе с друзьями, условно говоря, запоем читает книги пятый день».
Выходит, для эффективности не хватает условий задачи либо специалистов и собак. Зоны поиска в наших лесах огромны. Это не один гектар. А ведь одна собака в поиске по лесу заменит цепочку прочесывающих кусты спасателей.
Кроме того, в нашей стране по пальцам одной руки можно пересчитать волонтерские организации, куда можно прийти и бесплатно обучиться. Парадокс в том, что человек должен заплатить немалые деньги государству либо какой-то организации, чтобы его и его собаку научили спасать людей бесплатно. Грубо говоря: научите меня пожалуйста бесплатно помогать вам, а я вам за это заплачу.
Есть и еще одна бумажная проблема. На поиски и спасение часто привлекают собак полиции, несмотря на то, что изначально условия поиска не соответствуют квалификации следовой собаки. Происходит это лишь потому, что структуры, участвующие в поисках, должны готовить отчеты, а в отчетах должно значится – на поисковых работах присутствовал кинолог. В итоге берется кинологический расчет полиции, выезжает на место, они, конечно, делают все, что могут, но собаки просто выходят на прогулку. Они работают, ищут, стараются – но обучены для решения других задач.
Волонтеры поисково-спасательных отрядов и их питомцы готовы прийти на помощь, но к ним не обратятся, поскольку здесь возникнут формальные сложности с подготовкой отчета. Так формируется замкнутая петля, которая волнует лишь узкий круг людей. Но эти люди и их собаки способны спасти жизни. Много жизней.
Как работают собаки во время тренировки – смотрите в нашем видеосюжете.
Редакция благодарит за помощь в создании материала волонтера Казанского общественного поисково-спасательного отряда «ОРСО» Радиславу Евдокимову и помощника инструктора по дрессировке, участника группы ПСС Сергея Баженова, а также Центр спортивного собаководства Пермского края.
Фото: Фото Радиславы ЕВДОКИМОВОЙ, видео Михаила ВОСКРЕСЕНСКИХ