Саксофон – один самых интригующих и томных музыкальных инструментов. В руках мужчины или женщины он приобретает магический и даже эротический оттенок. Хоть и принято считать, по крайней мере, среди обывателей, что саксофон – исключительно мужской музыкальный инструмент, но когда видишь его в руках хрупкой молодой девушки, диву даешься – настолько это завораживает.
В воскресенье, 29 января, на сцене Тюменской филармонии в моноопере «Ожидание» Микаэля Таривердиева выступит лауреат международных конкурсов, молодой музыкант мировой известности, саксофонистка Вероника Кожухарова. Будущий музыкант выросла в приемной семье, получила образование по классу академического саксофона в Российской академии музыки имени Гнесиных, участвовала в международных мастер-классах в Европейском институте саксофонистов (Франция) и Международном конгрессе саксофонистов (Словения).
Репертуар артистки необычайно обширен: включает практически все оригинальные сочинения для саксофона, десятки переложений музыкальных шедевров прошлого и современности, а также авангард. В настоящее время Вероника Кожухарова является известным музыкантом и поистине уникальным виртуозом саксофона. География ее гастролей насчитывает более чем 15 стран, одновременно с концертной деятельностью она ведет и свои мастер-классы.
В 2006 году был снят документальный фильм-биография «Вероника и саксофон». С 2011 года она является официальным представителем французской фирмы Selmer, которая занимается производством музыкальных инструментов.
Корреспонденту 72Afusha.ru удалось лично встретиться и пообщаться с Вероникой Кожухаровой.
– Вероника, расскажите о своих проектах, над которыми вы сейчас работаете.
– У меня есть замечательный проект с Давидом Шнейдеровым «Слова и музыка». У нас прекрасный дуэт мужчины, который говорит, и женщины, которая отвечает ему, но не с помощью слов, а с помощью музыки. Давид прекрасно читает очень интересные жизненные стихи. Они абсолютно не чужды для любого человека, они пропитаны счастьем и любовью, смертью и одиночеством. Все очень жизненно. Есть интересный дуэт с органисткой Хироко Иноуэ из Японии. Также есть трио: я, Чулпан Хаматова и Хороко Иноуэ. Кроме того, у меня большая программа и с симфоническими оркестрами и со струнными оркестрами. Также я работаю в тандеме с баянистом Айдаром Гайнуллиным. На моем официальном сайте можно найти видеоматериалы этих проектов.
– Российский зритель чем-то отличается от зарубежного?
– Чем-то, конечно, отличается, безусловно. Но для меня самое важное в жизни – это оставаться естественной, поэтому как я выкладываюсь в России, так же я выкладываюсь за рубежом. В любой стране реакция зрителя бывает абсолютно разной. Бывают концерты, когда ты играешь, полностью отдаешься зрителю, готов уже упасть на колени перед публикой, а энергетическая отдача от зрителя совсем минимальна. Однажды я играла очень долгий и сложный концерт и при этом я на столько отдалась музыке, концерту, а взамен я не получила ничего. Энергообмена между публикой и мной не было. Все время приходилось как будто пробиваться сквозь какую-то невидимую стену. Что это было? Я до сих пор, честно говоря, не понимаю. А бывает и такое, что играешь сложные концерты, а остановиться не можешь: в тебе столько силы, полета, что ты можешь играть и играть. Усталости нет.
– Вероника, что для вас значит выход на сцену?
– Я вообще сравниваю свое выступление со знакомством и неким путешествием. Но оно заключается не в знакомстве с городом (домами, достопримечательностями), а в знакомстве с энергетикой этого места, что происходит за счет людей. Я знакомлюсь с городом через зрителя. Видишь новую публику, и хочется скорее сыграть, поговорить с людьми, которые пришли на твой концерт, познакомиться с ними. А мой разговор – это моя музыка, я общаюсь со зрителем через саксофон. Я отчетливо помню свои ощущения, когда гастролировала в Лондоне. Я шла по городу и чувствовала невероятный дух этого города, энергетику. На выступлении мои ощущения повторились. Через людей я почувствовала то же самое. У нас был потрясающий энергообмен, до сих пор помню глаза зрителей. Это невероятно. Когда я на сцене и общаюсь со зрителем посредством музыки, мне просто хорошо. Мой зритель меня трогает. Незабываемое ощущение, когда открываешь глаза и видишь слезы на лицах людей в зале. Понимаешь, что это не поддельные, а настоящие чувства, и люди не боятся их проявлять. Я в свою очередь не боюсь проявлять свои, у меня тоже могут выступить слезы, а в душе полет, и хочется играть и разговаривать дальше. Это ощущение счастья.
– Выход на сцену – это работа или стиль жизни?
– Вот вы можете в течение недели не приходить домой? Конечно нет. Это не потому, что вам надо туда идти, а потому что это ваш дом. Так вот для меня дом – это сцена. То место, где я могу быть услышана и понята. Дело не в словах, а в чувствах. Я не могу себе представить, как я могу не выходить на сцену и не общаться со зрителем. Это такой тонкий момент, что материальный вопрос тут даже не встает. Вы же не приходите домой из-за денег. Вы приходите, потому что это естественно для вас, так же и для меня естественно приходить на сцену.
– Кто вас поддерживает? Кто помогает вам в трудную минуту?
– Мой концертный директор Михаил Белоцерковский очень по-человечески меня понимает, он проникается моей жизнью, очень чувствует меня, и это очень важно, когда рядом с тобой человек, который всегда может подставить тебе свое плечо. У меня потрясающая семья. Мои близкие меня очень любят. И, конечно, мой любимый человек, который тоже всегда поддерживает меня. Несмотря на то что мы крайне редко можем видеться, очень важно, что этот человек любит меня всей душой. На каком расстоянии мы бы ни были друг от друга, я всегда ощущаю, что он со мной. Расстояние уже не играет роли, мне кажется, что он всегда со мной.
– Ваш любимый молодой человек – тоже творческая натура?
– Нет. Может быть, прозвучит странно, но мне по большому счету все равно, чем занимается мой любимый человек, то есть для меня это не является самым важным. Твоврческий он человек или нет, много у него денег или нет – это не играет роли. Вообще богатство и успех – разные вещи. Богат не тот человек, у которого есть дом, самолет, пароход, – это все атрибуты успешности. Богатый человек – тот, у кого глубокий внутренний мир, богатая душа. Я очень счастлива, что человек, которого я люблю, именно богат душою.
– Вы счастливы?
– Да, я на самом деле очень счастливый человек, и в этом главная заслуга как раз тех людей, о которых я сейчас говорила.
– Вероника, можно ли вас назвать свободным человеком?
– Думаю, да. Моя свобода заключается не в том, чтобы делать то, что я хочу, а в том, чтобы не делать того, чего я не хочу. Если я не хочу играть какую-то музыку, я ее не буду играть. Зачем обманывать себя и зрителя, лгать, изображая, что мне это нравится?
– Как вы видите себя через 10-15 лет? Направите свою энергию на работу или попробуете себя реализовать, например, в качестве мамы?
– Сейчас мне сложно себя представить в образе мамы. На данный момент моя жизнь складывается очень гармонично, и у меня начинается очень плодотворный период, которому я рада. Я не считаю, что я обязательно должна стать мамой. Если у меня возникнет такое желание, я, конечно же, его осуществлю, но если нет, то нет. В этом нет ничего плохого.
Сейчас я больше вижу себя в плане творчества.
– О чем сейчас думаете, какие проекты собираетесь воплощать в жизнь в ближайшем будущем?
– Я жду не дождусь момента, когда приступлю к новому сочинению, которое написал молодой композитор Илья Партас. Он молод, но уже потрясающе талантлив. У этого мальчика, мне кажется, великое будущее как у композитора. Несмотря на его юный возраст, он написал мне великолепную музыку, которая называется «Навсегда». Честно сказать, я давно такого не играла. Я с диким трепетом жду момента, когда приеду и погружусь в репетиции. Я очень потрясена в хорошем смысле этого слова той музыкой, которую удалось написать этому мальчику. Казалось бы, он настолько молод, но у него такая сильная, мудрая и глубокая душа, ощущение действительности, что это не может оставлять равнодушным. Надеюсь, что мы будем сотрудничать с ним и дальше. В Америке, в Израиле или странах СНГ, я думаю, что публика полюбит его произведения.
– О чем это произведение?
– Произведение о любви, вообще жизнь – это любовь. «Навсегда» – произведение для струнного оркестра, саксофона и ударных. Потрясающая мелодия. Мне тяжело ее описать, для музыки вообще тяжело подобрать подходящие слова. С другой стороны, сами слова можно найти, но смогут ли они правильно описать те чувства, которые действительно испытываешь, играя ее. Не секрет, что когда очень сильные чувства, слова уже бывают лишними.
В видеоверсии интервью Вероника рассказывает, о чем она думает, когда выступает, как такой инструмент как саксофон попал в ее руки, и где знакомятся известные личности.