Режиссер: Брэд Бёрд
В ролях: Том Круз, Пола Пэттон, Саймон Пегг, Джереми Реннер, Владимир Машков и другие.
Когда в шпионских боевиках заканчиваются мысли, продюсеры устремляют взор на восток, где среди сугробов и медведей расположился угрюмый Москоу-сити, своим колоритом не уступающий никакой другой экзотической (по меркам американца) стране. Здесь усатые генералы практикуют неуставные угрозы в адрес мелких чинов, а бойцы ФСБ ничем не отличаются от бандитов и вольны расчехлить «калаши» хоть на Красной площади. Из трех гигантов шпионского кино «Миссия невыполнима» обзавелась «русской темой» достаточно недавно – с премьерой четвертой части «Протокол Фантом». Однако уже показала класс: водку никто не пьет, всё прибрано, Машков-Сидоров очень органичен возле суперзвездуна Круза и намекает таинственным прищуром на молодого Гармаша, а взорванный Кремль – как минимум актуально. Ну а плохой английский – это ведь лучше, чем никакой русский.
Речь в «Протоколе...» пойдет о потенциальном ядерном террористе Хендриксе, который, заручившись книжками Ницше и Гитлера о том, что выживает только сильнейший, намеревается утащить из впоследствии подорванного Кремля ядерный чемоданчик, раздобыть к нему коды и взорвать всё к чертовой матери. В курсе кризиса – только команда «Миссия невыполнима», но она потеряла поддержку правительства и небезосновательно обвиняется в кремлевском инциденте. Пока хорошие парни, плохие парни и русские парни бегают наперегонки и соревнуются в том, кто кого перешпионит, Итан Хант переживает последствия какой-то темной румынской истории и присматривается к фальшивому аналитику Брэнту, который достался ему в наследство от убитого министра.
«Миссия невыполнима: Протокол Фантом» целиком выстроен из напряженных сцен, сужающих зрачки и другие части тела: один подъем на рукавицах Человека-паука по башне Бурдж-Халифа свидетельствует о том, что Абрамс и друзья задумали четвертую часть исключительно для веселья – минимум занудства, максимум трюкачества. Снял всё это великолепие обладатель аж двух Оскаров за лучший анимационный фильм – режиссер «Рататуя» и «Суперсемейки» Брэд Бёрд. А снялся там, да еще и выступил в качестве продюсера (то есть дал денег) сайентолог Том Круз, своим прилежным поведением во всех четырех частях умаляющий свои неоднозначные религиозные предпочтения. По этим трем именам вполне можно прикинуть масштабы разрушений.
– Едем в Кремль.
– Мне послышалось «кремль». Так куда едем?..
Также в списке хэдлайнеров находится Саймон Пегг, возлюбленный Абрамса со времен третьей «Миссии» и «Стар Трека» – он демонстрирует недюжие комические таланты – и повелитель бури и прочих стихий Джереми Реннер, чье присутствие автоматически заносит картину в топ фееричных боевиков всех времен. Реннер выступает в роли громоотвода: пока предприимчивый зритель по четвертому кругу наблюдает за одними теми же лицами, главная задача создателей – неожиданно подсунуть в привычный борщ что-то новенькое, но обязательно знакомое и практически родное. Так вот Реннер, который сейчас пользуется невероятным успехом на передовой, подходит сюда как нельзя лучше, и смотрится висящим на брюках на 700-метровой высоте едва ли не эффектней, чем Круз.
Добавьте сюда сочную бабскую драку, голографическую простыню, шутку про Уран, которую не стоит здесь приводить целиком, и высокий профессиональный уровень исполнения вообще всего, что есть в картине, – и перед нами очевидный победитель прокатной недели. Собственно, как и все боевики такого размаха, но – с бантиками в виде положительного подтекста и высокой плотности фантастических задач.
Вероятно, поэтому на фоне вторых, третьих, четвертых частей знаменитых франшиз, которыми кишел уходящий год, «Протокол Фантом» выглядит самым вменяемым: повернув историю Итана Ханта от «кроличьей лапки» куда-то в сторону, Абрамс, Бёрд и Круз не травят зрителя разговорами, не разбазариваются на мелочи и, не теряя «центровых», обрастают новыми партнерами. Это всё, что требуется от старых историй. И еще прототип BMW. Да, без прототипа – никуда.
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».