Режиссер: Дэвид Йэтс
В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Руперт Гринт, Эмма Уотсон, Том Фелтон, Бонни Райт, Алан Рикман, Рэйф Файнс и другие.
Когда продюсеры поттерианы поставили точку в вопросе о делении «Даров смерти» на две части, они, конечно, руководствовались размером куша: к слову, «Орден Феникса», самую объемную книгу Роулинг, удалось запихнуть в два часа. Общий хронометраж «Даров смерти» подбирается к пяти – и не стоит надеяться, что Йэтс за этот зверски большой отрезок времени всё-таки нашел, что показать.
Для начала, как водится, зрителям рапортуют о неизменной красоте тамошней природы: камера лениво сверкает объективом то влево, то вправо – то на леса, то на поля. Тем временем вышедшие из пубертатного возраста Гарри, Гермиона и Рон истерично шарятся по означенным локациям и пытаются подобраться к крестражам, хранителям частичек души Волан-де-Морта. Последний же успешно репрессирует весь Хогвардс в поисках Поттера, чтобы нейтрализовать единственное препятствие на пути к бессмертию. На этом тягучем противостоянии и обоюдных поисках и зацикливается вся сюжетная линия первой части «Даров смерти», наиболее вероятная цель которой видится в необходимости создателей подложить соломки под часть вторую, где предсказанная битва добра и зла наконец состоится.
Если так, то все ругательства, изверженные кинокритиками после премьерного показа, не стоят выеденного яйца. Да, в рамках кинематографической традиции картина убога. Да, герои всё больше как чучелки, потерявшие своё бесценное пухлощекое обаяние где-то после «Тайной комнаты». И да, зрителя от мала до велика всерьез держат за деревенского дурачка, который шел мимо, услышал вопли и тоже решил заценить неведомый блокбастер, а поэтому никак не может быть осведомлен о событиях, к примеру, пятой или шестой части.
Но. Если воспринимать последние опыты переложения литературных трудов Роулинг на кинопленку как просто видеоверсию, всё складывается как нельзя лучше. Йэтс успешно вкладывает в слова и дела съемочной команды ровно то, что бережно прописано в сценарии – и этого вполне достаточно, как достаточно чистой артикуляции актера, начитывающего аудиокнигу. К тому же, кому сдались какие-то изыски, когда заключительную часть поттерианы мог снять Уве Болл и заработать на ней свои первые серьезные деньги?
Всерьез в «Дарах смерти» стоит воспринимать только тяжелую атмосферу, ухающую с каждым эпизодом всё громче – в этом особая заслуга Йэтса. Отдельного внимания также заслуживает мультипликационно-театральная постановка про смерть. Всё остальное – переработка той сюжетной линии «Властелина колец», где Фродо кричит «Сээээм!», а Сэм кричит «Фроооодооо!». И всё вокруг суетится, но непонятно, почему.
Решительных действий «Дары смерти» предлагают катастрофически мало: даже если взгляду удается уцепиться за какое-то событие, он изможденно падает в ведро кукурузы уже через минуту: любой экшн скатывается в жвачку, любой диалог – в мимический тупик. Сказать, что картина в высшей степени не для детей – не сказать ничего. Конечно, дети, которые повзрослели вместе с героями, будут рады, но те, что только-только начали просить маму купить плащ, очки и полярную сову, будут мирно посапывать у вас на плече, изредка вздрагивая от здоровой реакции молодежи на фразу Гермионы «У меня с Гарри ничего не было».
И хорошо, что не было. Любовные сцены нужны «Гарри Поттеру» как рыбе зонтик.
Первая часть «Даров смерти» – картина несостоятельная, несамодостаточная и вообще плохой организации. По крайней мере, для постороннего зрителя. Для безнадежного фаната картина будет настоящим откровением , однако чтобы из нее вышел какой-то толк, требуется терпеливо дождаться мая-2011, когда в прокат выйдет заключительная серия. По крайней мере, в ней повода заниматься ерундой у Гарри Поттера не будет – намаявшись бездельем за двоих, пора бы и честь знать.