Режиссер: Алексей Учитель
В ролях: Владимир Машков, Сергей Гармаш, Владас Багдонас, Александр Баширов, Юлия Пересильд, Анна Уколова, Семен Белоцерковский, Алексей Горбунов и другие.
С окончанием Великой Отечественной дембель Игнат (Машков) попадает по распределению в глухой сибирский поселок Край – содержать казенный паровоз, курсирующий по маршруту «лесопилка – цивилизация». В поселке живут ссылнопоселенцы, но Игната встречают по уставу: безрукий председатель Колыванов (Горбунов) поит самогоном, но в машинисты пока не пускает, а лучшая в деревне женщина Софи (Пересильд) устраивает меж грудей. Герой тем временем страдает припадками, много дерется, а затем и вовсе удаляется на остров, некогда связанный с Краем железнодорожным мостом, который в 41-м зачем-то продырявили. На острове Игнат находит второй паровоз, а в придачу к нему – молодую немку Эльзу, которая вот уже четыре года живет одна, стреляет по медведям и про войну не знает.
В своей новой картине «Край» Алексей Учитель переключился с интеллигентной молодежи на поствоенный быт, где главной задачей для героев была не стройка новой России, а выживание в недружелюбной тайге. Вся история Игната разворачивается на фоне деградирующей людской массы, которая совсем не представляет, кем является для страны, однако прекрасно себя чувствует в условиях политической догмы «бей немчуру». Вариант покатить на дрезине куда глаза глядят не рассматривается вовсе, казалось бы – баре добрые, питание и проживание имеется, куда тут дёрнешься.
Но тут прибывает солдатик с контузией, ставит поселок в интересную позу, дает всем понять, что справлял он нужду на всю их жизнедеятельность с высокого Рейхстага, и проявляет себя настоящим героем целых два раза. Тут нужно заметить, что Игнат – человек до того отвратительный в своих манерах, до того задавленный извращенной пропагандой, что до поры до времени, почти две трети картины, товарищу хочется стукнуть из простых человеческих соображений.
Только дело не в гуманизме, и Учитель специально ставит на этом отдельный акцент. Дело обстоит гораздо проще: вся дальнейшая жизнь любого человека определяется наличием в ней мечты. Вот Игнату хочется разгоняться на паровозах до 70 км/ч – он и разгоняется, шагая сквозь абсолютно правомерные административные запреты.
Тут талант господина Машкова оказывается как никогда кстати – пока Учитель усердно подтверждает свою гениальность классической режиссерской школой в не совсем привычном сценарии, актер с особым цинизмом вываливается из паровоза как чертик из табакерки и начинает налево и направо причинять людям добро. Причем преимущественно люди этого добра не хотят.
– Кто здесь старший?
– Товарищ Сталин!
Вот тут в картине появляется Эльза, которой по национальной принадлежности милость не положена, однако сердце бьется – значит живая, и на компост пущать жалко. «Вот так, бл..», по-платоновски, Учитель вживляет во всю эту паровозную эпопею историю настоящей любви, почти православную, лишенную каких-либо социальных установок.
Что касается чистоты профессионального подхода к проекту, «Край» справедливо дает пинка всему российскому коммерческому видео последней пары лет. Учитель и здесь подбирается к той мистической планке, которая на Западе считается золотой серединой между абстрактным арт-хаусом и откровенным блокбастером: здесь есть на что посмотреть (винтажная техника РЖД сделала свое дело), есть, над чем подумать.
Но самое главное – подозрение «Края» в неоправданной претензии на высокохудожественность разбивается на мелкие кусочки о здоровый оптимизм его создателей, которые не побоялись пустить в картину удобных своими амплуа Гармаша с Башировым. И не побоялись задвинуть на второй план единственную на весь «Край» трагедию. Им гораздо приятней думать о том, что стакан наполовину полон. Вдвойне приятней, что самогоном.
И за это стоит только радоваться.
Благодарим за сотрудничество «СИНЕМА ПАРК».