Режиссер: Олатунде Осунсанми
В ролях: Милла Йовович, Уилл Пэттон, Хаким Кае-Казим, Кори Джонсон, Энзо Силенти, Элиас Котеас, Эрик Лорен и другие.
Недостаточно финансируемый аутсайдерский пул кинодеятелей с подачи «Паранормальной активности», с лихвой окупившей в прошлом году веселье и бутерброды с икрой, обрел надежду на выживание в эпоху высокотехнологичных проектов. Грустно думать, почему традиция не задалась еще с 1999-го, когда «Ведьма из Блэр» убедительно доказала состоятельность жанра тысячами напуганных фанатов, уверовавших в реальность сатанинских проклятий. С другой стороны, сильная духом скептицизма половина киноманов изо всех сил пожелала бы оставить «Ведьму…» первым и последним представителем псевдодокументального фильма ужасов.
Между тем в историю вносит свои пять копеек «Четвертый вид» загадочного г-на Осунсами, догадавшегося повернуть повествование другим боком и украсить его Йовович в главной роли. Последнюю науськали сразу в лоб убедительно заявить зрителям, что она будет играть участника событий доктора Тайлер, при этом сюжет то и дело прерывается видеоинтервью с реальной Эбигейл Тайлер, где роль корреспондента отводится самому Осунсами. Такая хитрая многослойность, подкрепленная заключительными титрами о дальнейшей жизни якобы реальных персонажей, не на шутку может напугать зрителей тонкой организации души, особенно если они не осведомлены о роде занятий этой самой «Эбигейл Тайлер».
В первую очередь необходимо отбросить предрассудки и поверить в сюжетную взаправдашность, а уже потом – во всё остальное. «Четвертый вид» переносит нас в городок на Аляске Ном, где проживает недавно схоронившая мужа врач-психиатр Тайлер с двумя детьми и еще несколько тысяч граждан, которые у неё на приеме все как один утверждают, что просыпаются каждую ночь в одно и то же время и видят огромную сову. Сова никаких признаков своего существования не подкидывает и, по рассказам, просто пялится на них из окна. Тогда Тайлер, убежденная, что смерть мужа связана с этими рассказами, вводит в гипноз одного из пациентов, после которого тот заявляет, что ему открылась высшая правда, и кончает жизнь самоубийством, заодно пристрелив жену и детей.
Шериф городка велит Эбигейл прикрыть лавочку, но она получает неожиданную поддержку со стороны других пациентов и упорно продолжает экспериментировать, привлекая к делу специалиста по шумерской культуре, который якобы понимает зловещие бормотания загипнотизированных людей. Из бормотаний в свою очередь следует, что в Номе практикуется ни что иное как похищение людей инопланетными существами (хотя, если верить Википедии, местные золотодобытчики за всю историю существования города родную планету покидать не собирались). Для каких целей и почему так жутко, «Четвертый вид» не объясняет, оставляя догадки и вопросы на совести зрителей.
Учитывая тот факт, что псевдодокументалку можно оценить только по параметру «пугает – не пугает» (художественная и культурная ценность подобных картин довольно сомнительна), вердикт «весьма страшно» – единственное, что можно сказать о «Четвертом виде». Осунсами сумел наполнить прямой, как палка, сюжет напряженностью и ужасом, чего так не хватало той же «Паранормальной активности», и некоторой «комсомольской» прилизанностью, чего не было в «Репортаже», например.
Если говорить строже, никаких открытий фильм не совершает. Это если не считать непрозрачного ракурса, в котором взяты герои, да нестандартной композицией, где документальная часть рассказа выражается не дребезжащей камерой и пустоголовыми «путевыми заметками», а вставками с допросами Тайлер в стиле Опры, которые максимально приближенно к реальным событиям иллюстрирует напыщенный актерский состав.
А если уж совсем серьезно, «Четвертый вид» напоминает скорее сочинение в заданном стиле отличника какого-нибудь факультета кинематографии, которое вроде бы выгодно отличается от сочинений других учеников, однако в один ряд с наглядным образцом вряд ли встанет – время не то.