Будучи персоной очень известной, хотя и не так часто мелькающей в телевизоре, Светлана Сурганова совсем не «звезда». Она естественная, искренняя, интеллигентная и настоящая. Сегодня группа «Сурганова и оркестр» неизменно собирает полные залы фанатов и просто любителей хорошей музыки. А еще не так давно, в 2003 году, после ухода из успешных и уже популярных тогда «Ночных снайперов», Светлане, по сути, пришлось начинать новую главу в своей жизни с чистого листа. И, кажется, ей удалось сделать это красиво.
Нашему сайту Светлана Сурганова и гитарист ее группы Валерий Тхай дали эксклюзивное интервью.
– Светлана, вы в детстве мечтали о выступлениях, сцене? Думали о том, что жизнь сложится именно так?
Светлана: Такой конкретики я, конечно, не видела, но я понимала, что моя жизнь будет отличаться от жизни многих других людей. Какая-то офисная карьера мне точно не светила, и я даже никогда не видела себя в виде работника какого-то медицинского учреждения, который каждый день ходит на работу с девяти до шести, у которого обычная семья с обычными прекрасными заботами. Какое-то предчувствие было, что моя судьба будет немножко отличаться от этих прекрасных, милых человеческих стандартов.
– И никакой грусти по этому поводу не было?
С.: Знаете, иногда хочется окунуться в эту нормальную жизнь и пожить так месяц, полгодика, но не больше. Мне кажется, что мне крышу сорвет. Будет не хватать этого перемещения, этого драйва, который испытываешь каждый раз, выходя на сцену.
– А помните тот момент, когда стало ясно, что пора на сцену выходить?
С.: Первые мои вылазки на сцену были еще в шестилетнем возрасте, в музыкальной школе. Я помню, что тогда дико волновалась, и на фоне этого страха была такая внешняя гиперотважность. И все учителя говорили: «Как у вас Света отлично смотрится на сцене! Вот ребенок – ничего не боится, играет так уверенно». Они не предполагали, что это на фоне такого тотального страха до полуобморочного состояния. Чтобы его как-то побороть, начинаешь хорохориться.
Ну а по поводу своего материала, выхода на сцену со своими песнями... Тоже началось еще со школы, со школьных конкурсов, концертов. Все как обычно, как, наверное, у многих. А с группой вышли на сцену, когда поняли, что нам интересно друг с другом и что эти песни интересны нашим друзьям. Первая поддержка, конечно, пришла от друзей. Они и спровоцировали желание и уверенность в том, что этим нужно заниматься. Что этому можно и нужно посвятить жизнь.
– Светлана, то, что вы долго учились в мединституте, когда-нибудь в жизни пригодилось? И если этот период все-таки был, то для чего?
С.: Ну, это нужно... Пригодилось и пригождается. Понимаешь процессы, которые в тебе происходят. Понимаешь некоторые процессы, которые происходят в некоторых людях. Иногда даже можешь что-то подсказать.
– Друзья к вам обращаются как к врачу?
Валерий: Обращаются, обращаются. Я обращаюсь.
С.: Хотя Валерий тоже с медицинским образованием. Мы как бригада скорой помощи – врач и медбрат. Нам санитаров не хватает. Хотя мы уже присвоили звание санитара нашему звукооператору.
– Светлана, не секрет, что у вас в жизни были очень трудные времена, связанные с тяжелой болезнью. При этом сейчас вы очень хорошо выглядите, моложе своих лет. Это просто удивительно...
С.: Ну, наверное, это Господь Бог или природа одарили такой генетикой, внешностью. Еще плюс – я лишена некоторых вредных привычек: я не курю и не использую косметику. И еще я года два уже делаю тибетскую гимнастику, состоящую из пяти ритуальных упражнений и стараюсь не пропускать их даже в туре. Это тоже помогает быть в тонусе.
– А что это за гимнастика, как вы о ней узнали?
С.: Есть такие пять омолаживающих упражнений, каждое из них нужно делать по 21 раз. Совершенно случайно хороший человек, который живет в Израиле, мне рассказал об этой гимнастике. Надо заметить, что этот человек очень хорошо выглядит, будучи намного меня старше. И вот эта Ирина (она практикует нетрадиционные методы медицины) рассказала мне об этой омолаживающей гимнастике, которую на Тибете практикуют уже многие-многие-многие годы, если не века. И практикующие тибетцы начиная лет с 50-ти как бы законсервировались – выглядят на 50 в свои 90-100 лет. Эти упражнения завязаны на энергетических вихрях и каким-то чудесным образом предотвращают старение клетки. Ну или, по крайней мере, очень сильно замедляют старение клетки... Посмотрим, мне это надо попрактиковать, как минимум, лет 40-50. Там пропускать нельзя, как бы ты себя плохо не чувствовал, где бы не находился...
– Светлана, легко ли вы согласились стать героиней фильма и книги Елены Погребижской «Все равно я встану»? Для чего вам это было нужно?
С.: Если бы я знала, на что я иду, может быть, и не согласилась бы. Потому что оно потом так все вырулилось... Но Ленка – она фантастически талантливый журналист, умеет правильно собрать информацию и эффектно ее подать. Я не думала, что она меня раскрутит на такие интимные, откровенные вещи. Может, и не стоило... Но, с другой стороны, такого рассказа больше нигде и не услышишь... Может, для кого-то это послужит полезным опытом. Не дай бог, конечно. Но, тем не менее.
– А как вы отнеслись к выбору Еленой двух других героинь?
С.: Прекрасно. У всех персонажей отдельные истории, тоже очень поучительные. И, безусловно, я к этим людям – Умке и Ирине Богушевской – стала с большим интересом относиться, они раскрылись для меня и... очаровали.
– Вопрос стиля для вас актуален? Определение VIP-Punk-Decadence – в этом больше шутки и иронии или это серьезное определение музыки, которую исполняет «Сурганова и оркестр»?
С.: Просто нас затерроризировали, особенно в начале пути – определите, какой стиль, а как, а что вы играете? Ну мы и выдали: «VIP-панк-декаданс». Как хотите, так и понимайте.
В.: Вряд ли это можно без юмора воспринимать. Но зато можно сказать одно: в МР3-каталогах тяжело найти такой раздел.
– Есть ли сейчас какие-то идеи по поводу видеоклипов? На какую новую песню очень хотелось бы снять клип?
С.: Как-то у нас любовь с видеорядом особо не случается. С телевизионным, я имею в виду. У нас достаточно много видеопродукции. Это DVD-life, потом мы сейчас издали акустическую программу «Проверено временем», с которой и приехали. Альбом «Соль» тоже проиллюстрирован видеорядом. Мы визуализированы. Но, что касаемо каких-то клиповых историй, как-то у нас вяленько пока.