Бывший премьер-министр Чечни Муслим Хучиев предложил исключить теорию эволюции из школьных учебников. С ним согласился председатель комиссии РПЦ по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Федор Лукьянов. Он назвал ее «изначально безнравственной»: она «предполагает сиротство рода человеческого». Такое предложение вызвало бурю эмоций как у родителей, так и у научного сообщества. Честно высказалась по этому вопросу и тюменский преподаватель медицинского университета, кандидат биологических наук Мария Орлова. Далее — от первого лица.
«Не перегружены знаниями основ биологии»
На текущей неделе в прессе прошла резонансная информация о предложении вывести из школьной программы по биологии тему «Теория Дарвина», радостно подхваченном представителями РПЦ. Являясь кандидатом биологических наук, а также на протяжении 19 лет работая репетитором для абитуриентов, желающих сдать ЕГЭ по биологии, не могу не вставить свои «пять копеек» по данной ситуации. Я ежедневно имею дело с первым курсом медицинского университета и вынуждена констатировать, что они в принципе не перегружены знаниями основ биологии. В таких условиях говорить об изъятии какого-либо блока данной дисциплины просто кощунственно, но с «теорией Дарвина» всё особенно критично. Почему — объясню.
Ну, начнем с того, что сегодня в школьных учебниках Дарвиновской теории вообще нет! Есть синтетическая теория эволюции (СТЭ), соавторами которой является несколько десятков ученых. Теория Дарвина стала одной из основ для возникновения СТЭ, наряду с генетикой и популяционным подходом. В настоящее время классическая теория Дарвина в курсе биологии рассматривается всего лишь как этап в развитии эволюционных взглядов наряду с теорией Ламарка, преформизмом и трансформизмом (дорогие читатели, загуглите, что это — поверьте, узнаете много нового и интересного).
Помимо этого, учителям биологии не запрещается рассматривать и креационные теории (теория «творения») в рамках дискуссии. Никакие религиозные понятия в курс биологии входить не могут, поскольку религиозное знание вообще не является научным. Адама и Евы не существовало, поскольку на сегодняшний день нет ни единого доказательства того, что в какой-либо период времени человеческая популяция была представлена всего двумя особями. При этом верить в существование Адама и Евы никто не мешает, но уже не вопрос научного знания.
«Заблуждения ему вполне простительны»
Теория эволюции не отвечает на вопрос зарождения жизни как таковой, на вопрос о сложности и разумности устройства живых существ, генетической деградации, свойственной изначально сложным системам, в ней отсутствует механизм, закрепляющий необратимые эволюционные изменения в организме
По поводу слов нобелевского лауреата Чейна, на которого сослался один из ратующих за «отмену Дарвина», честно, так и не смогла найти у него приведенную цитату: либо она полностью выдумана, либо выдрана из контекста и уже изрядно откорректирована. В любом случае, Чейн не был биологом, он был врачом и биохимиком, вдобавок, имел дело с ранними теориями эволюции (еще раз повторяю, теория, предложенная когда-то Дарвиным, на сегодняшний день существенно пересмотрена, и даже Дарвиновской уже не называется), поэтому определенные заблуждения ему вполне простительны.
В принципе, я и его «цитату» могу разобрать по косточкам. Во-первых, вдумайтесь: Чейн излагал свое мнение в 1945 году, ссылаться на источник такой давности просто нелепо. Премию за открытие структуры ДНК вручили только в 1953 году — именно отсюда кусок фразы «в ней (ТЭ) отсутствует механизм, закрепляющий необратимые эволюционные изменения в организме». На сегодняшний день всем известно, что этот механизм существует, эти изменения закрепляются в ДНК, и никаким сомнениям данный доказанный факт уже не подлежит.
Во-вторых, что касается пункта о том, что «ТЭ не отвечает на вопрос о возникновении жизни», — строго говоря, она и не должна на него отвечать! На этот счет существует другая теория, строящаяся на исследованиях Миллера и нашего выдающегося советского ученого Опарина, всем незнающим настоятельно рекомендую с ними ознакомиться (а когда-то знакомым — перечитать), там вполне логично изложено появление жизни на Земле, и она прекрасно «стыкуется» с современной синтетической теорией эволюции.
Почему я об этом пишу — потому что вопросы происхождения и эволюции жизни на Земле имеют для каждого человека важнейшее мировоззренческое значение. Именно к этим знаниям (я бы даже сказала шире — ко всем биологическим знаниям) как нельзя лучше применима фраза де Беранжэ: «Невежество — рабство, знание — свобода!».
Понимание того, «что откуда взялось и куда девается», формирует картину мира у человека, и от того, как она будет простроена, в значительной степени зависит его дальнейшая жизнь.
Поэтому мне непонятно, чем руководствуется господин Малафеев и ему подобные персонажи, когда категорически требуют «отменить теорию Дарвина». Выскажусь резко: такое упрощение программы предлагать могут только дураки или предатели, задача которых — в ближайшее время вырастить покорное стадо, с которого проще будет собирать налоги. Ну и вообще, каждый должен заниматься своим делом: вряд ли людям без педагогического образования следует так активно участвовать в перекраивании школьной программы.
А в стране, где целые телеканалы посвящены рассказам о лярвах, сущностях, проклятиях и порче, люди погибают от того, что не научились правильно хранить и использовать средства от насекомых, а ботулизмом (крайне редким в цивилизованных странах заболеванием) заражаются сотни человек прямо в столице, именно биология со всеми ее разделами становится критически важной для жизни дисциплиной.
С 1 сентября в российских школах появился новый предмет — основы безопасности и защиты Родины (ОБЗР). Он заменит привычное ОБЖ. Количество часов не изменится, а вот программа будет новой. Что ждет тюменских школьников? Задали вопросы областному департаменту образования. Получили ответы и делимся ими с вами.