В Тюменской области стартовал заключительный этап конкурса «Учитель года — 2022». В прошлом году титул получила учительница физики Екатерина Костылева из гимназии № 16. В этот раз наш регион представит Вероника Таут, учитель иностранного языка в школе № 15. Девушка говорит по-английски, по-немецки, по-французски и по-китайски! Перед началом соревнования мы пообщались с молодым энергичным педагогом. О чем она мечтает, как находит общий язык с подростками, почему не любит удаленку, но обожает родительские чаты — читайте в нашем интервью.
О языках
— Расскажите, почему вы начали изучать иностранные языки?
— Изучать языки мне всегда было интересно. А когда я работала вожатой еще в школе, то поняла, что мне нравится заниматься с детьми. Задумалась, почему бы не связать жизнь с профессией учителя. Первые два года я училась в Ишимском пединституте (сегодня — филиал ТюмГУ). Но потом перевелась в Тюмень, поскольку в Ишиме не было второго языка. Я потеряла год из-за этого перехода, но ни капли не жалею. Здесь я начала учить французский — такой мелодичный и красивый. Уже после того, как я окончила вуз и начала преподавать, заинтересовалась немецким и китайским.
— И как умудряетесь держать в голове сразу четыре?
— (Смеется.) А в голове всё улеглось очень просто — я структурирую языки и сравниваю их между собой. Еще в процессе обучения задалась вопросом: а есть ли что-то общее между ними? Я начала исследования и нашла ответ на свой вопрос. У меня получилось преподавать ребятам сразу несколько иностранных языков. На одном уроке мы решили разобрать одно и то же слово, но на разных языках. Я ребятам показала, что есть заимствованные слова и они похожи на всех четырех языках.
— А есть любимчик среди языков?
— Да, китайский. Я увлекалась им четыре года назад, у меня было желание посмотреть в сторону востока. Он необычный. Жаль, что в нашей области его не преподают в университетах.
О начале карьеры
— Молодому учителю тяжело влиться в работу?
— Мне было несложно, скорее волнительно. Я пришла на практику с большим воодушевлением, предвкушала, как начну преподавать, общаться с детьми. Мой юный возраст скорее, наоборот, помог мне справиться с психологическим барьером, с которым встречаются выпускники. Я просто нашла с детьми общий язык. Важно не забывать, что мы тоже когда-то были детьми, и быть на одной волне с ними. Любовь к профессии поможет преодолеть страх.
— А бывало такое, что старшеклассники не воспринимали вас серьезно?
— Да, любой молодой педагог с этим сталкивается. Взрослые ребята, 10-й и 11-й класс, стараются вести себя на равных. Но все-таки этика и субординация помогает. Я показываю, что я — учитель, а не подружка. Но мне важно создавать доброжелательные, а не холодные отношения. Это самая сложная часть работы — найти подход к ребенку. Дети все разные, нет одинаковых. С кем-то можно пошутить, а с кем-то быть построже.
О современном поколении
— Какие они — современные дети? Чем не похожи на нас?
— Мои дети в 8-м классе знают, кем они хотя быть, они уверены. Я не знала, была немного потерянной. Их от нас сильно отличает цифровизация. Мы больше общались в живую, застали еще постсоветскую эпоху. А сейчас сердца ребят полностью покорила цифровизация. Взрослым приходится искать способы быть им интересными.
— Как вы относитесь к засилью гаджетов?
— Я отношусь к этому больше положительно, поскольку я сама зумер. (Смеется.) Плохо, что у детей с раннего детства появляются проблемы со зрением. Число детей с близорукостью неуклонно растет — это факт. Но если употреблять цифровые технологии в меру, то можно сохранить здоровье и добиться успеха. Это интересная и привычная им среда. Сухим преподаванием из учебника их не заинтересовать. Даже поколение более опытных взрослых педагогов старается перейти на цифровые технологии. Им интересно, они стараются. Все мы проводим время в соцсетях. Но им бывает тяжело, потому что они не успевают за детьми. Даже я порой не знаю о каких-то новшествах: мне о них рассказывают ученики. Новые приложения, сленговые слова.
Зумер — термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно с 1997 по 2012 год. Представители поколения Z активно используют планшеты, VR- и 3D-реальность. Зачастую термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек». Зумеры интересуются наукой и технологиями, а также искусством.
— Дети учат вас сленгу? Говорите что-то из молодежных словечек?
— Я не употребляют в речи молодежный сленг, потому что чувствую себя некомфортно. Это все-таки больше для подростков. Представьте я скажу на уроке: «Вот это кринж». Детям, наверное, будет смешно, а мне нет. Но я знаю педагогов, у кого получается вставлять в свой лексикон сленг, и он звучит положительно. Но если я не знаю какое-то слово, я могу спросить у ребят. Они начнут активно объяснять: «Вы что! Да это же вот это!»
Я употребляю другие сленговые слова, которые их могут заинтересовать. Это маленькая хитрость. Например, инсайт, коворкинг. Им потом нравится их употреблять, они чувствуют себя взрослее.
— Хитро! А как вы себя чувствуете, когда ребенок демонстрирует, что ему неинтересно?
— Мне некомфортно. Я начинаю на себя переводить стрелки. Значит, я неинтересно говорю или дала скучный материал. Но чаще всего это происходит из-за того, что дети уходят в себя из-за проблем. Он не просто уткнулся в телефон, а ищет поддержку в соцсетях.
В такой ситуации можно попробовать поговорить после урока, просто по-человечески спросить. Такое бывало, дети нормально реагируют. Им приятно, что на них обращают внимание. Но самое главное правило тут — не навреди. Подростки своеобразные, у них тонкая душевная организация.
О трудностях и планах
— А что сейчас для вас самое сложное в работе?
— Для меня было трудно быть классным руководителем. Это моя точка роста. Многим кажется, что в работе учителя много бумажек, но это не так. Бюрократия уходит — это радует. Можно больше времени уделять творчеству.
— А отношения с родителями всегда складываются? В чатах не донимают?
— С родителями у меня конфликтов не было, но случалось недопонимание. К чатам в мессенджерах я отношусь положительно, потому что при всех недостатках это экономит время. Чаще всего общение происходит через Viber, эмоции сложно распознать. Иногда приходится с конкретным родителем побеседовать по телефону или лично.
— Как вы пережили удаленку?
— Сначала было сложно. Я искала способы, как преподать ребенку иностранный язык, находясь в удаленном доступе. Да, были микрофоны и камеры, но не каждый ученик подключался. Не каждый открывался и показывал, что он делает. Будем честны: не все дети на удаленке выполняют задания. Это их расслабляет. Такой формат не может заменить очное преподавание. Только помочь в какие-то периоды.
— К конкурсу готовы? Победы ждете?
— Конечно! Без такого намерения лучше и не участвовать. Но я порадуюсь любому результату, ведь у меня будет 85 сильнейших соперников из разных регионов.
— А на будущее есть какие-то планы?
— Мечта у меня банальна. Помимо успехов в профессиональной деятельности, я хочу испытать радость материнства. Я замужем уже пять лет. Мой муж тоже учитель. В свободное время мы любим ходить в походы и стараемся показать хороший пример ученикам. Мы пробовали выезжать на природу: детям понравилось. Никто даже не сидел в телефоне.
Мы желаем Веронике Таут удачи на предстоящем конкурсе! О его результатах мы напишем на нашем сайте.
Если вы пропустили интервью с прошлогодней победительницей Екатериной Костылевой, то скорее почитайте его. Пару лет назад лауреатом этого конкурса стал другой учитель из Тюмени — Виталий Ерохин. Вот что он рассказал о конкурсе, любви к профессии и трудностях, которые по силам преодолеть.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.