В тюменских школах изменили систему оценок. Теперь детям на некоторых уроках вместо пятерок и четверок будут ставить «зачет». Эту меру разрешили применять не во всех учебных заведениях, а на усмотрение руководства. И хотя казалось, это что-то новенькое, выяснилось, зачеты уже несколько месяцев тестировали в Тюмени. Мы поговорили с учителем физкультуры, который сильно злился, узнав, что привычные оценки уходят. Как он сейчас относится к этому и другим нововведениям на своем уроке? И стала ли физкультура полезнее? Читайте в его авторской колонке. Далее — от первого лица.
О том, что на моем уроке больше не будет оценок, мне сообщили еще полгода назад. Тогда зачеты ввели всего в нескольких школах города, чтобы протестировать. Поэтому мои ученики уже на себе поняли, что это за зверь. Признаюсь, сначала эта новость меня разозлила. Нас ведь не вводили в курс дела, как теперь оценивать детей. Даже методички не выдали. В учительских коморках то и дело были осуждающие разговоры. Как оценивать детей? Они ведь совсем разленятся теперь, думали мы. Но выбора никому не предоставили, пришлось подстраиваться.
И раз какой-то единой системы оценок нам не дали, все учителя-предметники, кого это коснулось, решили так: всё что раньше считалось двойкой и тройкой, — незачет, четверка и пятерка — зачеты.
Казалось бы, упростили задачу. Но как бы не так. Теперь дети на физкультуре, кто, например, 60 метров пробежал за 5,8 секунды, идут на пересдачу, потому что получают незачет. Хотя еще в начале прошлого учебного года ученики могли заработать тройку и успокоиться. И так во всём. Детям стало сложнее, ведь теперь нет такого понятия, как «округлить в пользу ученика» или средний балл. Ты либо сдал, либо нет.
И вот приходилось моим троечникам ходить и по несколько раз пересдавать нормативы. Ведь почему еще сложно? Если раньше девочка бег и прыжок с места сдавала на тройки, а за скакалку легко получала пятерку, то ее средняя оценка была четыре. А теперь это два незачета и один зачет. В конце четверти она прибежала ко мне в слезах, потому что аттестоваться можно хотя бы с восьмью зачетами. А она не смогла улучшить результат или провалила новую сдачу нормативов. Конечно, учителя, видя страдания детей, иногда закрывали глаза и ставили зачет. Но разве к такому результату нужно стремиться?
Да, безусловно, учитываются и индивидуальные особенности при выставлении зачетов, группа здоровья и прочее. Но я прихожу к выводу, что есть просто малоподвижные и неспортивные дети. И вечные пересдачи их только настраивают против физкультуры.
Эту проблему мог бы решить тот самый третий час физкультуры, который убрали у некоторых классов. Его теперь заменяют на игру в шашки. Да, да. На такое же малоподвижное занятие, как и дети. На мой взгляд, это большая ошибка. Школьники сидят на уроках по 4–5 часов, потом еще на переменах играют в телефоне. Физкультура, по сути, — это единственная возможность хорошенько подвигаться. Пусть не каждый день, но родители точно были уверены, что как минимум три часа в неделю их дети бегают, занимаются спортом.
Физическая активность полезна. Почему взрослые идут в тренажерный зал после сидячей работы, спортом занимаются на площадках, бегают, стараются делать по 10 тысяч шагов в день? А дети — нет. Это чепуха какая-то! Ходят из кабинета в кабинет, сидят, а дома лежат на диванах, потому что устали.
Хорошо, не все любят физкультуру — это правда. Но я за то, чтобы детям давали право выбора. Те, кто хочет играть в шашки, пусть идут. Те, кому хочется подвигаться, пусть отправляются на физкультуру. Это бы упростило задачу и преподавателям, которым приходится балансировать между активными учениками и спокойными.
На третьем часу физкультуры можно было пробовать разные виды спорта, которых нет в программе. Ну не футбол и баскетбол, конечно, но хотя бы лапту, чтобы дети пробовали себя в разных видах спорта и искали себя. Или можно было бы ввести полезные уроки по самообороне, боксу или борьбе. Но сейчас часть детей, у которых шашки не вызывают никакого интереса, будут обречены на скуку и страдания.
Что же изменилось для учителя? Это не менее интересно. Начнем с зачетов. Лично я уже перестроился. И оценки больше не вызывают вопросов и проблем. Для учителя всё оказалось не так сложно, как думали вначале.
Но есть одно но. Система «Электронная школа» не умеет считать зачеты. Учитель вручную это делает, чтобы посмотреть на успеваемость ребенка за четверть. С обычными оценками проблем нет, там автоматически показывается средний балл.
У меня отняли третий час физкультуры, а вместе с ним и порядка 10 тысяч рублей из зарплаты. А еще отправляют на курсы по шашкам. Угадайте когда? В свое личное свободное время.
На что еще жаловались учителя?
Почитайте другую колонку учителя, который возмутился огромной зарплатой своего директора школы (ему за такую ежемесячную выплату нужно полгода работать). Или на тему (не)безопасности в школе — кто виноват, что детей отправлять на учебу страшно?
Вы считаете правильным убрать оценки по физкультуре?
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.