Сайт Strategy2020.rian.ru провел интернет-опрос на тему «Следует ли сделать высшее образование бесплатным только для тех, кто окончил школу на «хорошо» и «отлично»?». 61,1% респондентов уверены, что не следует; 37,7% ответивших хотят введения ограничений; 1,2% затруднились с ответом.
Вице-президент Российской академии образования, член экспертной группы «Новая школа» Виктор Болотов считает, что, например, в медицине и юриспруденции троечник может нанести очень много вреда, «Если он был в школе троечником, то он и в вузе будет троечником, а там, на мой взгляд, нужны хорошие и отличные оценки», – добавил эксперт.
Он уверен в необходимости разделения общего высшего, высшего профессионального и элитного высшего образования. При этом базовое высшее образование будет играть роль инструмента социализации, не имея отношения к профессии. «Те, кто закончил школу, имеют право продолжить обучение на более высоком уровне, но далеко не все смогут учиться по программам общего образования», – добавил Виктор Болотов.
По его словам, программы высшего профессионального и элитного высшего образования (обучение в государственных и научно-исследовательских вузах, таких как МГУ, СПбГУ), троечникам не по зубам: там необходимо тяжело пахать и учиться, «без хорошо поставленного мышления там нечего делать».
Директор Центра мониторинга качества образования ИРО НИУ ВШЭ, соруководитель экспертной группы «Стратегии-2020» «Новая школа» Анатолий Каспржак отметил, что острота проблемы массовости высшего образования – в отсутствии необходимого качества. «Когда я поступал в институт, то, по разным данным, поступал один из пяти, сегодня не поступает только тот, кто очень сильно этому сопротивляется», – добавил он.
Некоторые эксперты объясняли свое несогласие с отменой всеобщего высшего образования недоверием к процедурам ЕГЭ, которые зачастую непрозрачны и несут в себе массу нарушений. Главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков, считает, что необходимо скрупулезное исполнение законодательства ЕГЭ и создание дополнительных инструментов оценки качества образования. «ЕГЭ начинает терять доверие из-за тех злоупотреблений, которые имеют место. Если бы эта проблема была решена, то почему бы ребятам, которые имеют хорошие результаты, не поступать бесплатно?» – сказал он
Эксперты «Стратегии-2020» обсуждают меры совершенствования оценок качества образования и учета достижений учащихся школ при поступлении в вузы. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов недавно предложил кроме результатов ЕГЭ учитывать средний балл обучения в школе. Также эксперты поддерживают идею введения школьных портфолио и минимального порога качества знаний абитуриента по профильным предметам, который будет выше минимального балла ЕГЭ».
По материалам «РИА Новости»