Правительство опубликовало список важных профессий и специальностей начального и среднего профессионального образования, признанных необходимыми для модернизации и технологического развития экономики.
Ранее комиссия по модернизации при президенте РФ определила пять направлений, являющихся приоритетными для развития страны: энергоэффективность, фармацевтика, ядерные, космические и компьютерные технологии. Скорее всего, именно поэтому в списках наименования в основном технических специальностей. Педагогов, врачей и многих других гуманитарных профессий в перечне нет.
Модернизацией и технологическим развитием экономики займутся будущие монтажники и эксплуатационники летательных аппаратов, механики протезно-ортопедических изделий, сборщики трансформаторов. Важны также специалисты по таким направлениям, как «Авиационные приборы и комплексы», «Химическая технология неорганических веществ», «Информационные системы», и многих других.
Студенты начального и среднего профессионального образования, которые в 2012 году будут проходить обучение профессиям, указанным в перечне, смогут претендовать на денежную поддержку государства: для учащихся по приоритетным направлениям выделено 3000 президентских и 5000 правительственных стипендий. Президентское вознаграждение составит от 7 до 14 тысяч рублей в месяц, от премьера студенты могут получить от 2 до 4 тысяч рублей.
Подобный список приоритетных направлений подготовки существует и для высшего профессионального образования. Для вузов приоритетными специальностями являются, к примеру, такие, как «Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения», «Баллистика и гидроаэродинамика», «Программная инженерия», «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» и другие.
«Российская газета» узнала мнение о списках приоритетных профессий ректора Института образовательной политики «Эврика» Александра Адамского: «Странно, что в список не попала профессия учителя. Предположить, что для модернизации не важен и не приоритетен педагог, для меня, по крайней мере, невозможно. Такого просто не может быть. Учитель, по-моему, самая ключевая фигура в развитии экономики страны» – удивлен он.
Александр Адамский считает, что для того, чтобы пять приоритетных направлений, названных президентом, были реализованы, нужно «растить» специалистов не с вуза, и даже не со школы, а с детского сада.
«Основные так называемые надпрофессиональные умения и навыки, которые необходимы для модернизации, для того чтобы обновлялись технологии, производство было конкурентоспособным, формируются в детском саду и начальной школе. Это умение работать в команде, осваивать новые ситуации, воспринимать проблему и обдумывать ее. Если на дошкольном и школьном уровне этого не произойдет, то человек мало будет приспособлен к реальной жизни. Поэтому учитель – ключевая фигура, которая закладывает в ребенка необходимые для современного общества экономики компетенции» – уверен он.
По материалам «Российской газеты».