На заседании общественного совета при Министерстве образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что в новом учебном году курс «Основы религиозных культур и светской этики» может стать обязательным для школ.
По поручению президента с апреля 2010 года в качестве эксперимента предмет «Основы религиозных культур и светской этики» преподают в 21 регионе. В проекте принимают участие более 240 тысяч учеников 4-5-х классов в почти 10 тысячах российских школ. Дети делают выбор между шестью модулями: изучением православной, исламской, буддистской или иудейской культуры, основами мировых религиозных культур и светской этикой.
Общественный совет при Министерстве образования и науки РФ, в который входят представители четырех религий, журналисты и ученые, подвел итоги эксперимента. Оказалось, что 5% школьников из пилотных регионов по разным причинам не участвовали в проекте: где-то против предмета были родители, однако большинству детей просто некому было преподать предмет. Несмотря на эту досадную погрешность, министерство уверено, что эксперимент удался и большинство регионов готовы ввести в 2012 году новый учебный курс.
Родители вместе с ребенком обязаны будут выбрать один из шести модулей. Согласно опросу, 42% выбирают основы светской этики; примерно треть хотят изучать основы православной культуры; 18% – основы мировых религий; 9% – основы исламской культуры; на долю буддизма пришелся 1%; менее одного процента – на основы иудейской культуры.
Во время встречи общественный совет обозначил проблемы, возникшие в ходе эксперимента. Во-первых, больше половины родителей оказались против деления на «модули» и выбирали для детей нейтральные общие курсы. Во-вторых, оказалось, что из 62 незанятых в эксперименте регионов лишь 28 подтвердили свою полную готовность к введению нового предмета. В-третьих, из-за того, что детям предоставляется право выбрать, какую религию изучать, не выполняется цель курса – воспитать толерантность и терпимости к другим народам и культурам России.
Общественный совет приложил министру Андрею Фурсенко подумать над корректировкой программ курса так, чтобы в каждой из них появилась единая часть по основам других религиозных культур. А также решить проблему разрыва учебной программы, чтобы переместить изучение курса в четвертый или пятый класс: не разбивая обучение летними каникулами.
«Эксперимент дал позитив. Если бы его не было, то предложения совета были бы более радикальные. А они поддерживают развитие курса, а не его отмену. Мы готовы поработать над этими предложениями. Эксперимент по внедрению предмета в школы по поручению президента должен был длиться три года и кончаться в середине следующего. У нас есть еще как минимум полгода. Задачу свою этот пилотный проект сыграл. Я считаю, что школы во всех регионах должны вводить этот курс по мере готовности» – приводят мнение министра образования и науки РФ Андрей Фурсенко «Российская газета».
По материалам «Российской газеты»