Генеральный директор ФГУП МНТК «Микрохирургия глаза» имени Федорова Христо Тахчиди
считает, что использование электронных учебников на уроках необходимо ограничить по времени. Он аргументирует свою точку зрения тем, что в сравнении с традиционными книгами, при чтении ридеров оказывается большая нагрузка на зрение.
«При чтении электронных книг необходимо жестко выполнять режим зрительной работы. Школьный урок длится 45 минут именно потому, что за это время ребенок утомляется и в зрительном, и в мыслительном отношении. Необходимо изучить, сколько должен длиться период адаптации к электронной книге и период ее эксплуатации на занятиях», – приводит слова Христо Тахчиди информагентство «РИА Новости».
Также он добавил, что при использовании ридеров глаза устают быстрее, чем при чтении традиционных книг, а переутомление пагубно влияет на зрение. По словам специалиста, при чтении бумажной книги, когда ребенок испытывает дискомфорт, он с легкостью переклюет внимание и начинает заниматься чем-то другим.
«Эффект повышенного внимания и увлеченности у этих (электронных) книг есть и, в сущности, это еще и игра: страницы меняются, буквы сдвигаются и так далее. В этом плане контролируемость со стороны ребенка процесса зрительной нагрузки понижается за счет того, что увеличивается увлеченность. И это, бесспорно, минус», – объяснил врач.
Христо Тахчиди считает полный отказ от новых технологий бессмысленным, но он при этом подчеркнул, что вводить их нужно взвешенно.
«Планшетник – это приобщение к электронным источникам информации. Современный человек без этого компонента будет неполноценным, если учесть, что большая часть информации переходит на электронные носители. Детям, неподготовленным к работе с электронными источниками, будет сложнее адаптироваться в обществе», – добавил врач.
Христо Тахчиди также читает, что на модернизацию ридеров уйдут годы, так как электронные носители сегодня несовершенны. Он уверен в том, что нельзя единовременно заменить традиционные учебники электронными – альтернатива необходима в любом случае.
С этим согласна заведующая отделением диагностики и восстановительного лечения Научного центра здоровья детей РАМН Майя Бакрадзе: «Существует определенный процент детей, для которых мелькание – это проблема, которая может обостриться, вплоть до судорог. Они (дети) проявятся после того, как начнут чаще этим заниматься (чтением электронных учебников). Электронные книги позволяют разгружать школьные рюкзаки, то есть снижают нагрузку на позвоночник, но при этом оказывают негативное влияние на другие системы и органы, в частности, глаза и мозг», – сказала она.
В эксперименте по использованию электронных мобильных устройств для чтения примут участие около 25 школ из семи регионов России. Ридеры будут содержать все учебники и дополнительную литературу. Осваивать новую технику предстоит ученикам 6-7 классов. В течение года в эксперименте будут использоваться инновационные ридеры отечественного производства. Глава «Роснано» Анатолий Чубайс в августе 2011 года, при демонстрации устройства премьер-министру РФ Владимиру Путину, пообещал, что, если школьный эксперимент удастся, электронные книги запустят в масштабное производство.
По материалам «РИА Новости»