По решению Рособрнадзора в порядке эксперимента и по желанию школьников в Ангарске, Димитровграде и Заречном принимать ЕГЭ будут независимые центры при региональных властях. Дети также будут иметь право держать дополнительный экзамен вдобавок к ЕГЭ, который сдадут в обычном порядке.
Глава Рособрнадзора Любовь Глебова рассказала журналистам, что механизм ЕГЭ продолжает совершенствоваться и будет тестироваться новая модель, в которой экзамен отделен от учителей. Этот процесс по ее мнению, может занять не меньше времени, чем внедрение ЕГЭ.
За проведение экзамена будут отвечать лично губернаторы. На сомнение экспертов честности глав области (губернаторы будут заинтересованы в результатах и не захотят портить показатели региона) Глебова ответила, что результаты ЕГЭ исчезнут из критериев показателей регионов.
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов прокомментировал нововведение Рособрнадзора. «Организация ЕГЭ сегодня напоминает субботник: пришли люди, которых попросили прийти их руководители, у которых нет внятных должностных инструкций, есть только методические указания Рособрнадзора, но это не юридический документ. И даже злонамеренное нарушение этих указаний не приведет к тому, что человека накажут как совершившего административное правонарушение», – приводит слова Кузьминова «Российская газета».
Он считает, что общество больно недоверием: «В России только 20% населения готовы доверять друг другу, а это один из самых низких показателей в мире. Отношение к ЕГЭ – некий слепок недоверия к тому, что делает государство. И система дает основания для недоверия».
Ректор ВШЭ полагает необходимым скорейшее включение норм о ЕГЭ в Закон «Об образовании»: «Надо подготовить нормативные документы правительства, официально регламентировать не только процедуры ЕГЭ, но и должностные обязанности организаторов. Пусть они подпишут обязательства о соблюдении регламентов и дадут расписку о том, что понимают: помощь кому-то на экзамене – нарушение прав человека на конкурсное получение высшего образования за счет государства. Это действительно так, ведь помогая одному набрать высший балл и поступить в престижный вуз, вы лишаете такой возможности другого, более достойного. Обман на ЕГЭ – это не помощь утопающему. Это кража будущего у честных и талантливых».
Профессор Института образования ВШЭ Анатолий Каспаржак убежден, что ЕГЭ не должен проводиться в школе.
«Сам же экзамен считаю большим благом, хотя к тесту есть и претензии. Существует два вида тестов – прогностический, который еще называют тестом способностей, и тест достижений. Прогностический должен определить потенциал школьника, а тест достижений показывает, что он выучил. Тесты разные и должны быть по-разному выстроены. Чтобы проверить способность ученика учиться дальше, нужно применить тест способностей, а чтобы проверить его знания и выдать ему аттестат, – тест достижений. У нас же две этих задачи решаются вместе. Поэтому конфликт между первой, второй (тест достижений) и третьей частями ЕГЭ (тест способностей) неизбежен», – уверен он.
По материалам «Российской газеты».