Москву перед первым сентября посетило около 200 педагогов со всей России. На форуме «Умная школа» они обсудили социальный статус профессии и государственную политику в сфере образования.
Учитель математики питерского Физико-математического лицея №239 Сергей Рукшин считает, что на сегодняшний день педагог – одна из самых социально не защищенных профессий, ему приходится заниматься лишними вещами. С ним согласился учитель русского языка и литературы московской школы №57 Сергей Волков и привел пример: «В начале года учитель должен представить проверяющим план занятий на год из 12 колонок: тема урока, домашнее задание и даже пробелы, которые он будет «заполнять» с учениками! Откуда мне в октябре знать, чего мой ученик не поймет на уроке в марте?! Это же абсурд!»
Учителя оказались недовольны реформами, отсутствием реального повышения статуса учителя, оцениванием профессионализма педагога обществом только по результатам ЕГЭ учеников.
Педагогам рассказали, что жизнь у них стала лучше, сравнивая сегодняшний уровень зарплаты и этот показатель в 80-е годы.
«У нас не все плохо. С одной стороны, конечно, по результатам международного рейтинга успеваемости школьников PISA мы на последних местах. С другой стороны, государство нацелено на создание эффективной системы образования, отвечающей запросам времени. Государство создает форму, которую мы должны наполнить содержанием», – уверяла учителей организатор форума, телеведущая и общественный деятель Тина Канделаки.
Ей возразил директор московского центра образования №109 Евгений Ямбург: «У меня ощущение, что корабль тонет, а мы обсуждаем детали обшивки. ЕГЭ, стандарты, качество образования – это все детали. У меня в школе две тысячи детей, среди них многие – с отклонениями, школа – адаптивная. Приходит девочка, которая на «входе» делает 60 ошибок, у нее так мозг устроен, болезнь. А на «выходе» делает 10. Какая динамика! Разве это не успех ее и ее учителя? А ведь на экзамене она получит твердый неуд. В силу тотальной генетической усталости, у нас сегодня около 80 процентов детей с разными отклонениями, как бы это страшно ни звучало. Но я, как директор, не имею права на отчаяние. «Плач Ярославны» не мой стиль, хотя я вижу много тревожных вещей. И самая тревожная – отсутствие грамотной стратегии реформирования образования России».
Учитель русского языка и литературы школы №2, г. Сокол Вологодской области, лауреат конкурса «Учитель года – 2010» Вячеслав Вахрамеев высказался по поводу зарплаты: «Я, например, не отделяю для себя статус учителя от его заработной платы. Есть предложение: давайте ставку в 18 часов сделаем приемлемой для педагога. Не надо заставлять нас брать по полторы, по две ставки, чтобы «свести концы с концами», как это происходит во многих школах. И не надо громких слов, что значительно повысили зарплату учителю. От какой исходной точки она повышается? В некоторых регионах зарплату повысили на 15 процентов от стимулирующего фонда. А у нас, например, этого фонда просто нет. Процент от нуля? Это же смешно. Мы опять не получим ничего».
По материалам «Российской газеты».