
В России действует пятиступенчатая прогрессивная шкала НДФЛ
Многие россияне привыкли к тому, что с их зарплаты автоматически удерживают 13% налога на доходы физических лиц (НДФЛ), однако для некоторых ситуация изменилась: удерживать стали больше, а общую сумму и вовсе можно узнать по итогам года. Всё дело в появлении прогрессивной шкалы налогообложения. Что нужно знать, чтобы не попасть в щекотливую ситуацию, рассказали в нашем материале.
Прогрессивная шкала и как она работает
С начала прошлого года в России начала действовать пятиступенчатая прогрессивная шкала налогообложения. Ее суть в том, что к доходам налогоплательщиков применяются разные ставки. Чем выше зарплата, тем больше с нее удерживают.
Действуют следующие налоговые ставки для трудовых доходов (зарплата, премии, оплата по договорам ГПХ):
13% — если годовой доход не превышает 2,4 миллиона рублей;
15% — применяется к сумме дохода, превышающей 2,4 миллиона, но не более 5 миллионов рублей;
18% — к сумме дохода, превышающей 5 миллионов, но не более 20 миллионов рублей;
20% — к сумме дохода, превышающей 20 миллионов, но не более 50 миллионов рублей;
22% — к сумме дохода, превышающей 50 миллионов рублей.
Важно понимать, что повышенная ставка применяется не ко всему доходу, а только к той его части, которая превышает установленный порог. Например, если ваш доход перешагнул отметку в 2,4 миллиона рублей, ставка 15% будет применена только к сумме, превышающей этот лимит.
Работодатель выступает налоговым агентом для своих сотрудников. Он удерживает НДФЛ из зарплаты и перечисляет его в бюджет. Это значит, что сотрудник получает на руки сумму уже за вычетом НДФЛ, то есть чистую зарплату. Если же вы получили иной доход, например с продажи квартиры, то налог нужно заплатить самостоятельно.
Пример расчета налога
Рассмотрим на двух примерах, как именно происходит расчет по прогрессивному принципу.
Годовой доход — 3 миллиона рублей
Первые 2,4 миллиона рублей облагаются по ставке 13%:
2 400 000 рублей × 0,13 = 312 000 рублей.
Сумма от 2,4 миллиона до 5 миллионов (в нашем случае это 600 000 рублей) облагается по ставке 15%:
600 000 рублей × 0,15 = 90 000 рублей.
Сумма, превышающая 5 миллионов рублей, в этом примере отсутствует, поэтому ставка 18% не применяется.
Итого НДФЛ к уплате: 312 000 рублей + 90 000 рублей = 402 000 рублей.
Годовой доход — 6 миллионов рублей
Первые 2,4 миллиона рублей по ставке 13%:
2 400 000 рублей × 0,13 = 312 000 рублей.
Сумма от 2,4 миллиона до 5 миллионов (2 600 000 рублей) по ставке 15%:
2 600 000 рублей × 0,15 = 390 000 рублей.
Сумма, превышающая 5 миллионов рублей (1 000 000 рублей), облагается по ставке 18%:
1 000 000 рублей × 0,18 = 180 000 рублей.
Итого НДФЛ к уплате: 312 000 рублей + 390 000 рублей + 180 000 рублей = 882 000 рублей.
Важные нюансы для разных видов доходов
Продажа имущества, дивиденды, проценты по вкладам: для них действует своя, более простая шкала — 13% при доходе до 2,4 миллиона рублей и 15% с суммы превышения.
Особые условия для северян и военнослужащих: для районных коэффициентов, «северных» надбавок и выплат участникам СВО сохранена старая двухступенчатая шкала: 13% до 5 миллионов рублей, затем 15% с суммы превышения.
Что с самозанятыми
Плательщиков налога на профессиональный доход (НПД) изменения не коснулись. Они продолжают работать на прежних условиях:
ставка 4% с доходов от физических лиц;
ставка 6% с доходов от юридических лиц и ИП;
годовой лимит для применения этого режима остается на уровне 2,4 миллиона рублей.
Как будет происходить оплата, если доходы идут из нескольких источников
Если вы работаете в нескольких местах, каждый работодатель платит налог за вас самостоятельно, не учитывая ваш совокупный доход.
По итогам года налоговая служба получит все данные, сложит ваш общий доход и сделает перерасчет. Если окажется, что вы должны доплатить налог из-за перехода в более высокую ступень, ФНС пришлет вам налоговое уведомление. Декларацию 3-НДФЛ в этом случае подавать не нужно.
Также в Госдуме предлагали повысить до 45% налоговую ставку для граждан, чьи доходы за год превышают 50 миллионов рублей. А для тех, чей заработок не превышает 500 тысяч в год, ставку, напротив, хотели понизить до 10%. Пока эти изменения остались лишь в планах.








Достижения
Словесный поток
Написать 1000 комментариев
Комментатор недели
Написать больше всех комментариев за неделю
Комментатор месяца
Написать больше всех комментариев за месяц
Достижения
Словесный поток
Написать 1000 комментариев
Комментатор недели
Написать больше всех комментариев за неделю
Комментатор месяца
Написать больше всех комментариев за месяц