Жизнь становится дороже. Отрицать это бессмысленно — даже сливочное масло теперь стоит как полбанки икры. А как в таких условиях существовать на прожиточный минимум? Что думает о будущем молодежь? Мы вышли на улицу, чтобы спросить об этом тюменцев. Смотрите и читайте, что волнует простых горожан.
«Если не тормознут цены, не знаю, как будем жить»
Людмиле Филипповне 79 лет. У нее двое детей, внук учится в Москве — она им сильно гордится и иногда помогает ему. Раньше женщина работала начальником в кадровом отделе завода ДСП. Пенсию получает 22 тысячи рублей, вся уходит на продукты, ЖКХ и платежи за сотовую связь. Людмила Филипповна показывает на свою обувь — это легкие летние кроссовки. Говорит, приходится экономить на себе.
— Беру самое дешевое. Подумайте, рыбы полно! Ну ходим как на экскурсию — глянем и уйдем. И я тут посмотрела опрос: «Оставьте нам, пожалуйста, минтай или селедку». Это что? Люди говорят правительству! Масло, например, сливочное покупаю две пачки в месяц. Хотя бы. У меня еще и сахарный диабет, мне приходится выкручиваться. Хоть какую-то рыбу, ту же камбалу, пока она еще недорогая. Картошку вот покупаю. Тоже дороговато. Вроде недавно выкопали же. Хлеб тоже. Вроде весь мир зерном снабжаем, а едим такую гадость!
Вообще думать надо о хозяевах страны. Вот мы вроде как хозяевами называемся. Но никаких прав не имеем. Вот что этот МРОТ сейчас? 22 044 рубля. А представьте семью с двумя детьми. Я думаю, что не будут люди рожать при таких обстоятельствах. Как выживать-то? В школу одну собрать двоих детей — это уже какие деньги!
А пишут: «Ой-ой-ой! У нас повышается зарплата». Кому она повышается? Это нищенская зарплата! Так что пусть они думают! Я никогда не рассчитывала, что моя старость так пройдет. Не копила деньги. Считала, что нормально живу. Все так жили. А теперь не знаю. Если вот не тормознут цены, не знаю, как будем жить.
«Мороженого очень хочется»
Ирине Борисовне 60 лет, всю жизнь она работа портнихой. Рассказывает, что ее пенсия — 15 тысяч рублей, и скромно добавляет: «На всё хватало бы пятидесяти тысяч, но получать такие деньги кажется невозможным».
— Масло подорожало. Это понятно. Но и вся молочка, конечно. Это, конечно, сказывается. Особенно нам, пенсионерам, тяжеловато. В основном покупаем куриное, потому что оно подешевле, чем говядина, например. Расстройство, конечно, одно. Потому что то, что я бы хотела себе позволить, я не могу себе позволить. Поэтому приходится выгадывать: что выбрать покушать? Конечно, тортик бы хотелось купить, что-нибудь такое вкусненькое, сладенькое. Мороженого очень хочется. Но тоже смотришь, сколько оно стоит. Оно же тоже подорожало. Мясные какие-то продукты тоже хочется. Очень хотелось бы куда-нибудь съездить. Но этого не предвидится.
Мы остаемся на том же уровне, даже ниже. Потому что цены повышаются и на продукты, и на коммунальные услуги. А прибавка к пенсии — тысяча рублей.
Ирина Борисовна говорит, что была на отдыхе три года назад. Ее мечта — поехать в Египет к теплому морю.
«Мы в любом случае адаптируемся»
Алексею 26, он работает инженером. Говорит, на продукты тратит 10% от зарплаты. Иногда приходится отказываться от красной рыбы, порой — от выпечки. Но самая большая сложность для него — покупка квартиры.
— Молочка очень сильно подорожала. Прямо скачок знатный был. В среднем раньше 52 рубля, 54 рубля. Сейчас уже за 60 рублей подорожало. 70 даже уже. Сейчас ипотека — вообще кошмарные цены. Ставка — 26 процентов, притом никаких льгот, и еще и без первоначального взноса. Это ужас!
Айзер приехал в Тюмень из Азербайджана. В России 18 лет работал моряком. По его мнению, раньше было лучше: продукты доступнее, люди дружнее.
— Цены изменились на всё. Подорожало и топливо, и продукты — всё. Куда эта жизнь катится? Непонятно! Непонятно! Куда смотрит наше государство? Ничего не контролируют. Мне хочется, чтобы пенсионеры могли позволить что-то покупать. Сейчас дорожает топливо. Из-за этого поднимаются ценники на перевозку, отсюда — на продукты.
Сейчас народ живет каждый сам по себе. Дружба пропала. Я побывал во многих странах, и там люди почему-то живут дружно, а у нас по-другому. Трудности разъединяют наших людей. Хочется, чтобы было как раньше, чтобы люди жили спокойно.
Андрей работает менеджером, у него двое детей. В последнее время работать стал больше — это пришлось сделать, чтобы качество жизни не изменилось.
— Всё, что покупаем ежедневно, — всё подорожало. Особенно рыба, молочка. От зарплаты 20–30% уходит на еду. Сейчас мы меньше планируем на будущее. К примеру, отпуск или другие крупные покупки. Мы — русские люди, мы в любом случае адаптируемся. Всё будет нормально.
Андрей говорит, что сейчас семье труднее позволить себе отдых, к примеру, в Таиланде. Поэтому выбирают Сочи.
Счастливую пенсионерку мы нашли у полки с морепродуктами. Тамаре Петровне 73 года, она проработала 30 лет на лесопромышленном комбинате. Женщина — ветеран труда, за ЖКХ платит государство, а пенсия, по ее мнению, хорошая — больше тридцати тысяч рублей.
— Подорожание на птицу, говядину. Хлеб — сойдет, только на несколько рублей поднялся. Масло беру только по скидке, хотя бы за 159 рублей. Я люблю новые платья, кофточки. А сейчас зашла — кофта, которая стоила 1500 рублей, теперь стоит 2500 рублей!
Я не экономлю, мне помогают дети. Пенсионеры же меньше едят. Уровень жизни упал у молодежи — у них ипотека, а у нас свои квартиры. Я сейчас ни на что не коплю. Самое главное в жизни — здоровье. А зачем копить? Для чего?
Зарплаты тюменцев не успевают расти так же быстро, как цены на продукты. К примеру, за последний месяц взлетела стоимость масла, маленькая баночка икры стала роскошью, рыба продолжает дорожать. Сколько денег уходит на еду у тюменцев? Мы спросили у наших читателей — публикуем их мнения.