Услышав слово «дирижер», мы всегда представляем себе мужчину во фраке и с дирижерской палочкой. Это стереотип, который прочно въелся в наши головы. Но сейчас он ломается, и очень быстро. В мире появляется всё больше женщин-дирижеров, и профессия становится более гендерно-нейтральной. Но если за границей такая тенденция воспринимается как должное, то у нас это всё еще диковинка. Но больше не для Тюмени. В прошлом году камерный оркестр «Камерата Сибири» возглавила Фаузия Тажина, она заняла должность художественного руководителя и дирижера. Молодая, амбициозная и талантливая женщина стремительно расширяет репертуар коллектива, старается привлекать молодую аудиторию и вступать в коллаборации с другими музыкантами и коллективами.
Мы пригласили Фаузию Тажину к нам на интервью, чтобы расспросить о ее музыкальном пути, итогах работы и планах на новый сезон. Ну и не обошлось без вопросов о самой профессии и ее стереотипизации.
«Трудности есть всегда, даже если ты талантлив»
Вы можете прочитать сокращенную версию интервью или посмотреть полную.
Кстати, мы же выпускаем и подкаст! В соцсетях (Вконтакте и Телеграме) вы можете послушать интервью в аудиоформате.
— Дирижера можно сравнить с режиссером фильма или драматического спектакля. Вроде как маленького количества группы могут и сами играть, но дирижер — это прежде всего главный мозг. Это человек, который решает, какая будет программа, выстраивает драматургию и музыку, то есть решает, в каком виде это всё будет звучать. Это человек, освобожденный от непосредственного исполнения музыки, а значит, может видеть картину в целом, слышать ее.
— Получается, что вы как скрипачка со своим оркестром не играете?
— Играю, и делаю это регулярно. Играю и дирижирую. Но это только определенные произведения во время концерта. У меня уже есть опыт в том, чтобы и играть, и слышать, что происходит вокруг. Играю на скрипке я регулярно и люблю это и бросать игру на скрипке не буду.
— Наблюдаете ли гендерный дисбаланс в России среди дирижеров?
— Женщин-дирижеров в России уже даже больше, чем я бы хотела. Потому что всегда хочется быть какой-то изюминкой. Конечно, все профессии должны быть гендерно-нейтральными, но сейчас это пока не совсем так. И да, я женщина, от этого никуда не деться. В целом в мире количество дирижеров-женщин стремительно растет. В основном о женщинах-дирижерах негативно отзывались дирижеры старой закалки, мэтры серьезные. Но это авторитет, привычка, традиция. Это, наверное, касается многих руководящих должностей.
— Сейчас «Камерата Сибири» состоит полностью из женщин. Не планируете это изменить?
— У меня никогда не было вопросов, женский коллектив или нет. Просто профессия творческая, и я привыкла, что в нашей профессии намного больше женщин. И чем дальше, тем мужчин-музыкантов меньше. И то, что у нас женский коллектив — это исторически сложилось (ранее оркестром руководил маэстро Антон Шароев, он был единственным мужчиной в коллективе. — Прим. ред.). И тут еще добавилась я, и такой акцент поставила на том, что у нас теперь все женщины.
Оркестр «Камерата Сибири» — единственный камерный коллектив в Западной Сибири — начал свою деятельность в 1998 году. Его художественным руководителем и главным дирижером долгие годы был основатель оркестра — известный музыкант, скрипач Антон Георгиевич Шароев. Маэстро скончался в 2021 году, ему было 92 года.
После моего прихода мы пригласили к нам контрабас, и она тоже девушка. Но мы выбрали ее не из-за этого, просто по ряду обстоятельств выбор пал на нее. Это девушка из симфонического оркестра. Вообще контрабасистов очень тяжело найти. Это некоторая экзотика, и их не требуется такое количество, как, например, скрипачей. И это в целом не такой популярный инструмент. Обычно его выбирают уже взрослые люди, ну даже просто в силу его огромного размера. На контрабас, как правило, переходят с других инструментов. И репертуар для него не такой обширный, как для других музыкальных инструментов.
— Какие еще изменения произошли в оркестре после вашего прихода?
— У нас появилась еще одна скрипка, еще один альт. Это не новые артисты, это люди, которые когда-то работали в коллективе. Они просто вернулись. Сейчас в оркестре 13 человек. В таком количестве мы играем с начала прошлого сезона.
«За прошлый музыкальный сезон мы сыграли почти 100 новых произведений»
— Возглавив «Камерату Сибири», вы поставили перед собой цели не только пополнить и расширить репертуар, но и привлечь молодую аудиторию. Получается?
— Мы держимся в академическом стиле, и нужно иметь в виду, что, просто играя академическую музыку, мы вряд ли сможем заинтересовать молодежь. У нас в стране такой традиции, что нужно обязательно посетить филармонию, просто нет. И привлечение молодого слушателя — это большой серьезный вопрос, которым озадачены все.
Мы в прошлом сезоне делали концерты-праздники, там были декорации, костюмы и даже переодевания. И, насколько я знаю, дети с удовольствием их посещали, потому что эта музыка дополнялась еще и визуальным рядом. И под этой легкой формой, обязательно в начале концерта, пока все еще свеженькие, даю одно серьезное произведение. Это чтобы приобщать детей. Потому что посещение филармонии — это дело привычки.
Филармония и классическая музыка — это не так страшно, как все думают. Многие боятся даже зайти, считая, что это не для них и они такое не слушают. А если такие люди случайно попадают на концерт, то они удивляются, что это, оказывается, так интересно.
— А можно ли ходить в филармонию в джинсах? Это сильно страшно или в наше время уже можно?
— Традиционно считается, что это вечернее мероприятие и нужно соответственно одеваться. Но у нас традиции вечерних нарядов нет, но при этом есть люди, которые часто посещают филармонию, и они эту традицию соблюдают. И мне она очень нравится. Я сама в детстве надевала платье, когда слушала классику. Это же красиво. Мне кажется, это такая красивая история, которую нужно поддерживать.
Мы со сцены очень мало видим, потому что в зале темно, а на сцене ярко всё подсвечивают. Мы не в курсе, в чем одеты зрители, ну, может, кроме первого ряда.
Но если вы почувствовали какой-то дискомфорт, придя в джинсах, то да, наверное, тут стоит подумать над дресс-кодом. Но можно приходить и в чем хочется.
Я была в Венской опере, и там были дамы в шубах, туфлях, красивых вечерних нарядах. Всё как в фильмах. И я была в Пекинской опере, где шикарное здание. Но там из-за отсутствия отопления в концертном зале все сидят не то что в джинсах, а в пуховиках. Да, это было зимой, и я случайно туда попала, и сама была одета «по-гастрольному», то есть в удобной простой одежде. И я там довольно прилично выглядела. Бывает и так.
— Вы не используете дирижерскую палочку. Почему?
— У меня маленькое количество артистов, а палочка нужна для того, чтобы всему оркестру было виднее. Но учили меня дирижировать с палочкой, по всем канонам. Сейчас без нее мне комфортнее. Может, это что-то ошибочное, но по моим ощущениям сейчас так. Это вопрос желания. Есть очень много именитых дирижеров, которые работали без палочки, и тоже много дирижеров, использующих палочку.
— Чем «Камерата Сибири» будет удивлять слушателей в новом сезоне?
— Этот сезон начинается с празднования юбилея, поэтому открываем его концертом-праздником 7 октября. В этот день играем своим коллективом. В программе будет интересная вещь на тематику дня рождения. На другие концерты уже будем приглашать гостей, чтобы каждый раз выступать с новым гостем-солистом, они будут из разных сфер. Также мы постараемся сыграть редкие, неизвестные произведения.
Еще у нас будет интересная коллаборация с другим коллективом — на концерте будут выступать наш оркестр струнных и приглашенный оркестр ударных. Будет очень интересно. Под Рождество в малом зале филармонии представим литературную программу. Всё в специальной атмосфере — камин, свечи, рассказы и музыка. А весной постараемся охватить гоголевскую тематику, поскольку у писателя будет юбилей.