В Тюмени суд отправил в СИЗО двух бывших работников отдела наркоконтроля. Их обвинили в превышении должностных полномочий и незаконном сбыте наркотиков. На момент задержания в органах внутренних дел работал только один из них — бывший начальник городского отдела наркоконтроля. Второй — его бывший подчиненный — уволился из полиции в декабре 2020 года, за два месяца до предъявления обвинений. Сам отдел расформирован в прошлом году, после мужчины перешли на работу в уголовный розыск.
Редакция 72.RU изучила материалы, которые следствие предоставило в суд для избрания меры пресечения одному из задержанных. Подробности изучала Анна Яровая.
Кто замешан в деле?
Двое бывших сотрудников отдела наркоконтроля — начальник и оперуполномоченный (оба в СИЗО).
Две женщины, которые должны были употреблять наркотики в квартире знакомого одной из них (по делу проходят как свидетели, обе мертвы, есть только их показания).
Знакомый женщин, которого хотели привлечь за содержание наркопритона (дело прекратили).
Редакции сайта 72.RU известны настоящие имена всех фигурантов уголовного дела, но эти данные мы намеренно не раскрываем.
Обстоятельства уголовного дела
Мужчин обвиняют в преступлениях, совершенных во время службы в отделе наркоконтроля. По версии следствия, они пытались инсценировать деятельность притона, подсылая в квартиру к тюменцу двух женщин с наркотиками. Запрещенные вещества им выдавали полицейские.
СКР квалифицировал эти действия как «превышение должностных полномочий» и «незаконный сбыт наркотических средств лицом с использованием служебного положения».
Бывшему оперативнику отдела наркоконтроля вменяют только последнюю статью. Согласно копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого, в марте 2020 года начальник отдела наркоконтроля вступил в сговор со своим подчиненным. Затем в помещении отдела наркоконтроля двум женщинам передали наркотические средства. В документе указано, что это сделал оперативник. Цель передачи наркотиков заключалась в том, чтобы женщины употребили «соль» в квартире их знакомого. А после на молодого человека завели уголовное дело за предоставление помещения для употребления запрещенных веществ. Дело даже дошло до суда, но после его вернули назад силовикам. В итоге уголовное преследование тюменца прекратили, а полицейскими заинтересовались сотрудники управления собственной безопасности.
Мы разыскали молодого человека, которого пытались осудить за создание наркопритона. Он сказал, что женщин, которые якобы употребляли у него в квартире наркотики, он видел пару раз в своей жизни. Ничего больше тюменец рассказывать не стал.
На чем строится обвинение
Родственники задержанного оперативника обратились к прокурору Тюменской области. Их возмутило, что экс-полицейскому избрали самую суровую меру пресечения — СИЗО. Суд согласился с требованием следователя. Однако, по мнению адвоката, вина мужчины материалами дела не подтверждается.
«Женщины, которым якобы передавались наркотики, по непроверенной информации, мертвы, — рассказал адвокат Максим Еремеев. — Одну из них допросили в конце ноября в деревне под Тюменью. При этом протокол допроса на семи листах распечатан на принтере. Обычно такие допросы пишутся вручную, поскольку нет возможности носить с собой оргтехнику. Опознаний никаких не было. По факту допрос умершей женщины — единственное доказательство вины, предоставленное суду».
Также в деле есть показания дознавателя, которая возбуждала уголовное дело по наркопритону. Материалы направляли в суд, но их вернули назад. После того как оперативники задержали владельца квартиры, где женщины употребляли наркотики, материалы попали в отдел полиции. Там дознаватель допросила двух женщин и их знакомого. Женщины сказали сотруднице полиции, что употребляли у знакомого дома наркотик. После возвращения уголовного дела судом дознаватель снова допросила мужчину по факту инцидента с притоном. Он рассказал сотруднице, что оперативники угрожали применением физической силы, если он не признает вину. Также дознаватель опросила одну из женщин, она сказала, что содержание притона подстроили полицейские. Вторую женщину сотрудница МВД допросить не смогла — на тот момент она уже скончалась. В информацию об угрозах полицейских и инсценировке работы притона дознаватель предпочла не вникать:
«Я подтверждаю, что женщина пояснила мне, что фактически содержание «притона» было подстроено сотрудниками полиции, однако в это я не стала вникать, так как это не входит в мои должностные обязанности».
После сотрудница полиции прекратила уголовное дело по наркопритону.
Показания умершей свидетельницы
В своих показаниях (копия имеется в распоряжении редакции) женщина вспоминает, что в конце февраля они с подругой стояли на автобусной остановке на объездной дороге. К ним на служебной «Ладе» подъехали сотрудники полиции, одним из них был начальник отдела наркоконтроля. Женщин привезли в отделение, и после руководитель начал вызывать их к себе в кабинет, но поодиночке.
«Он сказал, что нужно поработать, а именно — сказать «квартиру, где употребляются наркотические средства». Он спросил, есть ли у моей подруги такие, на что я ему ответила, что не знаю, — рассказала девушка сотруднику полиции во время допроса. — После я вышла в коридор, а моя подруга зашла к нему в кабинет. Через некоторое время она вышла и сказала, что согласилась сотрудничать с ним. А также сказала, что «отомстит» своему знакомому».
Во второй половине марта оперуполномоченный по указанию своего начальника забрал этих же женщин из деревни под Тюменью и привез в отдел. Дальше, по словам свидетельницы, ее подруга зашла в кабинет, а после вышла и сказала, что полицейский дал ей полграмма «соли» — кто именно это сделал, в показаниях не говорится. После оперативник увез их к дому, где женщины планировали в гостях у знакомого принять наркотики. Когда женщины вышли из дома, полицейские их опросили и отвезли на медицинское освидетельствование.
Употреблять наркотики в квартиру знакомого женщины ездили еще дважды — в апреле. Первый раз их забирал из дома сотрудник отдела наркоконтроля, которого они не знали. По показаниям умершей, по пути он передал им наркотик. Женщин привезли по адресу, там им якобы никто не открыл, и они употребили «соль» в подъезде, но полицейскому об этом не сказали. После их опять отвезли на освидетельствование. Во второй раз женщин подвозили уже знакомый им оперуполномоченный с коллегой. Тогда им в машине дали наркотик, но кто именно — тоже не уточняется. В этот же день мужчину, к которому ездили тюменки, задержали из-за притона.
Что говорят полицейские?
В показаниях бывшего начальника отдела наркоконтроля указано, что одна из женщин сотрудничала с ним около года. Познакомился он с ней на трассе, где та, по его утверждению, занималась проституцией. После эта же осведомительница рассказала полицейскому про своего знакомого, который совершил разбойное нападение.
Женщина должна была показать, где он живет, и расспросить о преступлении. Оперативники привезли ее к дому мужчины, но из подъезда она вышла уже в опьянении — сказала, что приняла наркотики в квартире. Ее опросили и отвезли на освидетельствование.
В следующий раз, в начале апреля, женщины уже вдвоем пошли в квартиру знакомого и, как говорит бывший начальник отдела наркоконтроля, вышли оттуда нетрезвыми, его подчиненные снова повезли их на освидетельствование. В своих показаниях мужчина утверждает, что тюменки употребляли наркотики в квартире у знакомого трижды, но в свидетельских показаниях умершей указано, что это было дважды. В третий раз полицейские ехали с девушками уже для задержания мужчины, в квартире которого принимали наркотики. Информация о разбойном нападении не подтвердилась, но оперативники собрали материал по содержанию притона.
Бывшего оперативника отдела наркоконтроля допрашивали несколько раз. Он говорил, что начальник ставил ему с коллегами задачу сфотографировать мужчину, которого должны были вывести из дома две женщины. Таких попыток было несколько, но каждый раз женщины возвращались из подъезда одни. Привозивший их оперативник замечал, что они в странном состоянии, и вез их на освидетельствование и в отдел — так поступать ему говорил руководитель. Сами тюменки на опросах говорили оперативникам, что нашли запрещенные вещества на улице, а в один из дней сказали, что их угостил хозяин квартиры.
После того как на медосвидетельствовании впервые установили, что женщины принимали наркотики, бывший оперативник завел дело оперативного учета. После по этому документу получили санкцию суда на осмотр квартиры, где работал наркопритон. Воспользовались этим они уже в середине апреля. В тот день бывший оперативник снова привез девушек к их знакомому, но они долго не выходили. Экс-полицейский позвонил своему начальнику, и тот, по его словам, сказал отрабатывать сбыт наркотиков. Правоохранители зашли в квартиру, провели осмотр, задержали тюменца. Все собранные материалы передали в отдел полиции, и дальше расследованием занимались уже там.
В своих показаниях бывший оперативник утверждает, что каждый раз, когда девушек возили на освидетельствование, они говорили, что наркотики нашли на улице. Он вспомнил, что тюменки просили его помочь им попасть в реабилитационный центр, чтобы избавиться от наркозависимости, поскольку там обычно нет мест. Полицейский обещал помочь, но ничего не сделал. Кроме того, одна из женщин просила помочь ей восстановить паспорт. Но и тут всё обошлось одними обещаниями. Позже он предполагал, что, возможно, именно такое отношение к женщинам и спровоцировало у них обиду.
Письма генералам
Родственники арестованного оперуполномоченного направили письма руководителям региональных СКР и прокуратуры.
«Из материалов очевидно, что никто никогда не утверждал, что он сбывал наркотическое вещество, — написали близкие в письме. — Каждый раз (на допросы. — Прим. авт.) прибывал самостоятельно, не пытаясь скрыться. На допросах ему предлагали дать ложные показания в отношении его бывшего начальника. Поскольку он считает себя невиновным, следовательно, не стал давать показания, не соответствующие действительности».
10 февраля сотрудники полиции приехали за мужчиной сначала по адресу прописки, а потом — по месту жительства. Там его не застали — он уже уехал на работу. После бывший полицейский сам явился к силовикам, когда узнал от родных, что его ищут.
Мужчина готов сотрудничать со следствием, пройти полиграф, давать показания, это указали и его родственники в письмах и подтвердил его защитник.
«Адвокат предлагал залог в 550 тысяч рублей (взяли деньги под большие проценты), домашний арест. Он ранее не судим, имущества у него никакого нет (не продать, чтобы жить на нелегальном положении), заграничный паспорт остался в отделе кадров. Он участвовал во всех следственных действиях, готов пройти полиграф», — указали родственнике в письме.
Пока расследование уголовного дела продолжается. Бывшие оперативник и начальник отдела наркоконтроля находятся в СИЗО до 9 апреля.