На улицах Тюмени появился новый каршеринг с простым и запоминающимся названием «БериВоди». Удивительно, но компания — не часть какой-то большой франшизы, а детище местного бизнесмена Сергея Комарова, который начинал с производства игрушек, а теперь ушел в автобизнес.
Рассказываем, как он придумал сервис, с какими трудностями столкнулся и как добился бесплатной парковки для тюменцев. История запуска первого тюменского каршеринга — в этом материале.
От кукольных домиков до автобизнеса
Мы уже общались с Сергеем Комаровым — это было больше шести лет назад, в 2018-м. Тогда он работал на хорошей должности в банке и параллельно развивал свое дело: вместе с партнером открыл мастерскую, где собирал из дерева кукольные домики и другие игрушки.
Все эти годы он успешно занимался этим производством, пока в 2022 году ситуация в стране не начала меняться.
— Дорожали материалы, менялся спрос, платежеспособность людей. И у меня самого появилось ощущение, будто зашел в тупик. Захотелось развиваться дальше, искать новые ниши, — говорит Сергей.
Он заметил, что в Тюмени растет спрос на доступные способы передвижения: город постоянно растет, а личный автомобиль становится предметом роскоши. Сергей подумал — а какую можно предложить альтернативу? Как оставаться мобильным, но экономить на обслуживании, оплате кредита или страховке?
Так в начале 2024-го появилась идея создать свой каршеринг. У такого способа есть преимущество и перед такси, считает бизнесмен: ты управляешь и строишь маршрут самостоятельно, можешь слушать свою музыку или спокойно общаться с семьей. Тюменец нашел бизнес-партнера, и вместе они вложились в закупку авто и разработку приложений. Примерно через полгода — 8 мая — сервис «БериВоди» запустился.
Трудности на старте
— Изначально сложным казалось всё, — признается Сергей. Первое время он самостоятельно ездил по городу и расставлял автомобили, пытаясь понять, где услуга будет пользоваться спросом. Только чтобы разобраться с этим, ушла пара недель.
Но еще труднее было разобраться с приложением. Для его создания Сергей нанял разработчиков на аутсорсе. Первое время пришлось бороться с багами: не списывались деньги, отваливались карты. Всё это приходилось устранять в реальном времени.
Еще одна неочевидная сложность — выбор названия. Команда каршеринга перебрала десятки вариантов: от серьезных до самых дурацких. Им хотелось, чтобы нейминг отражал главную задумку, говорит Сергей:
— Сначала хотели назвать компанию «Сибкар», но командой обсудили и поняли: не звучит. Искали что-то, что отражало нашу философию — простой доступ к мобильности, чтобы можно было взять и ехать. Так и родилось название «БериВоди».
К тому же, нужно было что-то делать с платными парковками. Но тут решение нашлось быстро: Сергею удалось договориться с мэрией, чтобы для каршеринга стоянка была бесплатной.
Сколько стоит аренда
В автопарке «БериВоди» 50 автомобилей. Бизнесмен выбрал для своего сервиса китайский бренд Chery. По его мнению, сейчас это лучший выбор по соотношению цены и качества. Выбрать можно из двух моделей — Tiggo 4 PRO и Tiggo 7 Pro Max.
— Мы живем в Сибири и погодные условия бывают разные. Мне было важно, чтобы клиенты, не теряя комфорт, двигались в любую погоду, поэтому выбрали два кроссовера — подешевле и подороже, — объясняет тюменец.
Для того, чтобы забронировать авто, нужно добавить в приложение данные своего паспорта с пропиской и водительские права, а еще сделать несколько селфи. После того, как данные проверят модераторы, авто можно будет забронировать: либо по минутному тарифу, либо сразу на час.
Сейчас минута в каршеринговом авто стоит порядка 15 рублей, а час — чуть больше 400 рублей. Некоторые берут авто на пару часов, а некоторые — на несколько суток: например, для туристической поездки в Тобольск. Средний чек тюменца — 700 рублей.
Но тарифы, скорее всего, будут расти, сетует Сергей. День за днем в стране дорожают и сами авто, и их обслуживание. Поэтому надеяться, что в скором времени услуга станет дешевле, не приходится.
Авто для свиданий
Самый пиковый период аренды— с вечера пятницы до середины воскресенья. Активнее всего пользуются каршерингом жители центра. В основном, это мужчины — примерно 80% пользователей. Вот как выглядит типичный клиент каршеринга в Тюмени, по словам Сергея.
Первый портрет — это молодой парень, который еще пока не накопил на свой автомобиль, но у него есть свободные денежные средства, чтобы вечером прокатиться по городу с друзьями или съездить на свидание. Таких пользователей большинство, признается бизнесмен.
Второй портрет — семейная пара, которая либо не приобрела автомобиль, либо отказалась от него, и пользуется услугой по выходным или по необходимости. Третий пользователь — это деловой турист, которые берет пакетную аренду, чтобы познакомиться с городом.
Тюменцы пока боятся каршерингов
Сейчас в команде Сергея Комарова 15 человек — это техники, которые расставляют авто, бухгалтеры, маркетологи, и служба поддержки клиентов. Практически все работают на аутсорсе. Они обслуживают несколько тысяч человек, уже зарегистрировавшихся в приложении.
Сергей вместе с командой маркетологов готовит к запуску большую рекламную компанию. Он очень хочет развить в тюменцах привычку пользоваться каршерингом и уверен, что со временем такой способ передвигаться по городу может войти в привычку.
— Многие знакомые изначально сомневались в моей идее, мол, в Тюмени это никому не нужно, — признается бизнесмен. — Но потребитель нашелся, потому что ситуации бывают разные: одному нужна машина, чтобы ребенка отвезти на кружок, а ко второму в район вообще автобусы не ходят, например.
Тюменцы пока с опаской относятся к автоаренде. Чаще всего это связано со страхом что-то испортить в авто или разбить арендную машину.
— Действительно, страх пользоваться каршерингом существует. Люди побаиваются ответственности при ДТП, но она ведь наступит, если ты и свою машину разобьешь. А здесь, если твоей вины нет, страховая покроет весь ущерб, — рассуждает Сергей.
Но это не самый важный риск для бизнеса. Сильнее всего бьют по кошельку аварии, которые влекут за собой потерю автомобилей.
— Если всё случилось по вине арендатора, и он откажется платить, или ситуация будет спорная, расходы придется закрывать большим количеством аренд. Радует, что тюменцы встречались, по большей части, адекватные, как и гости города, — отмечает бизнесмен.
После запуска уже было несколько случаев, когда тюменцы сильно пачкали салон или что-то по мелочи повреждали, но такие проблемы решались спокойно и без скандалов, говорит создатель сервиса.
Бьют по работе сервиса и погодные условия. Например, из-за первого снегопада сервису пришлось на несколько дней приостановить аренду, что тоже, несомненно, ударит по прибыли.
Несмотря на сложности на старте и новую нишу, Сергей Комаров уже планирует зайти и в другие города — в первую очередь, Челябинск, где нет крупных операторов, и Красноярск, где есть благоприятные условия для такого бизнеса.
Мы постоянно рассказываем об успешных тюменцах. Например, недавно мы пообщались с основателем компании «Ягоды Плюс» Эльмаром Ибуковым. Он зарабатывает на северной ягоде несколько миллионов рублей в сезон.