Раньше в этих цехах производили двигатели для самолетов, которые использовались по всему СССР — Ан-24, Ан-26, Ан-30. Делали здесь и компоненты для военных МиГ-29 и Су-24 и ракетные двигатели. Сейчас на тюменском заводе моторостроителей, недалеко от Антипино, перешли на ремонт двигателей для нужд нефтегазовой сферы и собственное производство деталей для них.
Мы побывали на крупном тюменском заводе и показываем, как выглядят монументальные цеха, а также рассказываем о людях, которые трудятся здесь.
Завод «Тюменские моторостроители» открыли в 1963 году. Здесь наладили выпуск самолетных двигателей и ракет, а также необходимых частей и компонентов для газотранспортной системы, поскольку в те времена в Западной Сибири был бум нефтяных месторождений. В конце 90-х моторный завод начал ремонт судоходных двигателей. С 2021 года предприятие входит в «Газпром энергохолдинг индустриальные активы».
Завод — это своего рода огромный open space, разделенный на цеха, где в каждом трудятся рабочие. Всего их 11, в каждом проходит свой технологический процесс.
Если к «Моторостроителям» привезли сломанный двигатель, то рабочим необходимо определить причину поломки. Для этого его разбирают и смотрят, что там могло произойти. Также здесь проводят плановые ремонты больших и сложных двигателей.
Помимо ремонта, здесь же на специальных станках выпускают и собственную продукцию. В одном из цехов делают лопатки, это основная рабочая часть газотурбинного двигателя.
— Лопатки делают из куска металла, он может быть квадратной формы или штампованным, — рассказывает Александр Никишин, работник завода. — На специальном станке она вытачивается, а потом проходит трехступенчатый контроль.
Александр работает на заводе уже 14-й год. Он пришел инженером-техником третьей категории и дорос до начальника технологического бюро.
— Это самая начальная стадия. Сразу начал изучать производство, техпроцессы, токарную обработку, написание программ для станков. То есть все те процессы, которые мне сейчас подконтрольны как руководителю, я знаю сам. Ну и дополнительно всегда слежу за новыми явлениями, новыми технологиями, — рассказывает Александр.
Контролируют производство деталей с помощью нескольких аппаратов. Один из них может создать 3D-модель с точностью до микрометров. В цифрах это одна миллионная доля метра. Для сравнения — толщина человеческого волоса начинается от 40 микрометров.
Как это всё работает? Готовое изделие помещают под специальный луч, который передает все данные на компьютер, а после ее сравнивают с данными, заложенными инженерами.
— Чтобы прибор увидел деталь, ее покрывают специальным составом. Проверка проходит довольно быстро, можно несколько деталей взять и отфотографировать за пять минут. На проверку попадают не все условные лопатки. Так мы можем контролировать. В некоторых случаях допустимы технологические отклонения. Для чего такие точные измерения? Надо понимать, что турбинные двигатели очень сложные изделия, детали работают под большими нагрузками и очень долго по времени. Поэтому необходимо, чтобы каждая деталь была изготовлена максимально точно и надежно, — рассказывают работники завода.
После всех необходимых технологических операции двигатели попадают в цех по сборке. Дмитрий Актяшев работает на заводе уже два года. В Тюмень он переехал из Иркутской области.
— Я ни разу не был в Тюмени. Можно сказать, что вышел на перроне и остался здесь жить (смеется. — Прим. ред.). Конечно, перед переездом я читал про города, выбирал новое место для жизни. Я из маленького города и хотел переехать в какой-то покрупнее. Тюмень мне показалась привлекательнее, чем Красноярск и Новосибирск. Эти миллионники грязные, промышленные. Не место для детей, — рассказывает Дмитрий.
Переехал мужчина в Тюмень по линии РЖД — он долгое время работал в депо. Электровозы и локомотивы, конечно, отличаются от газотурбинных двигателей. Но по образованию Дмитрий инженер, для него сборка изделий похожа на сборку конструктора — все детали собираются в определенной последовательности.
— Сейчас я занимаюсь сборкой двигателей, тут ты не можешь ошибиться. Делаем, как матрешку, все детали спокойно состыкуются. Соберем его на стенде, отправляем на испытания. Приходит с испытаний, мы его разбираем и смотрим, всё ли внутри исправно, всё ли в рабочем состоянии. Окончательно собираем второй раз, на повторные испытания. Там уже в работу, в упаковку и отправляем заказчику, — делится секретами Дмитрий.
Ранее наши коллеги с 74.RU съездили на завод, где производят сверхбольшие архитектурные стеклопакеты, и посмотрели, кто здесь правит бал — люди или роботы.
Делать ли чаще репортажи с тюменских заводов?
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.