Запад оказался закрыт не только для туризма, но и для бизнеса. Те, кто раньше покупал оборудование и комплектующие в Европе, теперь срочно ищут альтернативы. В срочном порядке предприятия изучают возможности Китая. Чтобы найти импортера и наладить поставки, нужно не только время, но и знание рынка, умение работать с таможней и многое другое. Как бизнесу быстро переключиться на Восток, рассказала Екатерина Кизевич, генеральный директор компании Atvira, которая занимается прямыми поставками из Китая.
— За последнее время заметили изменения в спросе?
— Да, безусловно. Количество обращений выросло раза в два. К нам обращаются и наши постоянные партнеры, и новые клиенты с различными запросами на поиск производителей и товаров из Китая. Приходят даже те компании, которые никогда раньше не работали с Азией. Сейчас, к примеру, прорабатываем вопрос о поставках химреагентов.
— Не может не возникнуть вопрос о качестве китайских товаров…
— По объемам промышленного производства Китай первый в мире, а в прошлом году они показали лучший рост за последнее десятилетие. Сейчас в стране очень мощные производственные площадки, а многие иностранные крупные компании размещают там свои производства. Но, не зная принципов работы с местными поставщиками, не имея своего человека на стороне, по-прежнему легко наткнуться на производство «на коленке». Раньше вы запросто могли получить не тот товар в своем контейнере. Сейчас такие казусы редкость, но важно, чтобы ваш представитель всегда был на приемке груза и проверил качество товара, соответствие маркировки таможенному законодательству.
— Что возят уральские предприниматели из Китая?
— К нам поступают абсолютно разные запросы, и мы работаем с клиентами по всей стране: запросы от товаров народного потребления до комплектующих для предприятий атомной промышленности. Чаще всего мы поставляем оборудование и станки для различных производств. И тут важно постоянное взаимодействие с клиентом, чтобы мы могли предоставить китайским коллегам как можно больше информации по интересующему товару. Так они смогут найти продукт, который действительно подойдет по всем параметрам.
В Китае можно найти, конечно, не всё, но очень многое. Клиент может обратиться к нам с запросом, услуга поиска поставщика и расчет доставки стоит 10 000 рублей, и если клиент принимает решение сотрудничать с нами, то эти деньги пойдут в счет оплаты нашей комиссии.
— А необычные заказы были?
— Однажды была волна запросов на одежду, обувь, сумки — копии известных брендов. Скажу сразу: мы не работаем в этом направлении. Во-первых, это контрафактная продукция. Во-вторых, наши принципы — максимальная прозрачность и законность импортных поставок.
— Как вы ищете поставщиков?
— У нас офис в Циндао. Это крупный промышленный город на берегу Желтого моря. Он входит в десятку крупнейших портов мира. Там работают наши коллеги, они ищут поставщиков по запросам клиентов, уточняют все детали, договариваются о цене, выезжают на производства, проверяют поставщика на добросовестность, а товар — на наличие сертификатов. Это поможет избежать проблем при оформлении на границе. По готовности товар проверяют на качество и количество. Они же следят за загрузкой контейнера, оформляют таможенные документы в Китае. Если груз менее одного контейнера, товар размещается на нашем складе и ждет формирования сборного контейнера, сборные контейнеры выходят ежемесячно и регулярно.
— Как именно ваши коллеги в Китае проверяют качество товара?
— Они находят потенциального поставщика, выясняют детали дистанционно, а после отправляются на производство. Так они могут убедиться, что это крупное предприятие, а не гаражный кооператив, что тоже может встретиться в Китае. Наши сотрудники делают фотоотчеты для заказчиков, снимают товар перед отправкой. Плюс такой проверки — можно убедиться, что мы работаем напрямую с производителями, а не представителями. Заводы готовы пустить на производство, перекупщики — нет.
— Как проходят переговоры с поставщиком? Как добиться лучшей цены на поставки?
— Раньше можно было договориться с производителями, что сейчас мы возьмем пробную партию, а потом 10–20–30 контейнеров регулярными поставками, и нам действительно давали хорошие цены. Сейчас всё чаще работает принцип «здесь и сейчас». А цена зависит от объема.
— Каким транспортом китайские товары попадают к клиенту?
— Существуют различные варианты доставки: авиа, авто, ж/д, море + ж/д. Авиадоставка самая быстрая, но и самая дорогая. Тем не менее она доступна нашим клиентам. Авто и ж/д — дорогие и долгие, из-за очередей на контейнеры такая доставка может длиться 3–4 месяца. Самый рабочий вариант сейчас — море + ж/д. Контейнер приходит в порт Владивостока или Находки, проходит таможенное оформление, встает на ж/д пути и едет на Урал. Здесь контейнеры мы можем привезти непосредственно клиенту на склад для разгрузки и потом забрать. Всего эта доставка сейчас занимает 2 месяца.
— А как клиентам оплачивать заказы?
— Так как мы импортер, то закупаем товар по своему прямому контракту с китайскими производителями. Клиенту не нужно думать о валютных операциях, таможенном оформлении, разрешительных документах, сертификации и прочем. Он оплачивает товар нам — российской компании — в рублях.
— Сегодня все стремятся к экономии. Не выгоднее ли компании закупать китайские товары самостоятельно?
— Не раз к нам обращались клиенты, которые пытались самостоятельно купить товар в Китае, но потом сталкивались с проблемами: не хватает документов, перевозчик выставляет допсчета, отправитель не выходит на связь, маркировка оказывается неправильной. В итоге себестоимость растет, и товар приходит слишком дорогим.
Проще, но дороже работать с оптовыми перекупщиками или представителями завода. У них своя наценка. Мы же работаем напрямую с производителями по минимальному прайсу. Наша маржа — это 10% от инвойсовой стоимости товара, что прописано в договоре, и это ниже торговой наценки.
Исходя из нашего опыта — а мы работаем с Китаем 13 лет, — если клиент ни разу не привозил товар и не знаком с внешнеэкономической деятельностью, то лучше обратиться к специалистам, поверьте, экономия будет ощутима.