Со спорной ситуацией столкнулась посетительница местного салона красоты в центре города. После маникюра мастер проводила ее к стойке администратора, чтобы та рассчиталась за услугу. На выбор девушке предложили два варианта оплаты — наличными или банковским переводом по номеру телефона, а на просьбу выдать чек просто пожали плечами.
С одной стороны, услугу оказали качественно, с другой — закрались сомнения по поводу финансовой честности работы салона. Мы попросили экспертов помочь разобраться в этой истории, чтобы вы знали, как действовать в аналогичной ситуации.
Мнение юриста и совет от налоговой
По словам тюменского юриста Сергея Чернова, полученная от посетителя салона красоты оплата (наличным или безналичным способом) требует обязательной фискализации.
— При оказании парикмахерских услуг потребителю как минимум должен быть выдан документ с указанием лица, оказавшего услугу, ее вид, объем и стоимость. Действующее законодательство до июля 2021 года не содержало конкретных требований к детализации этого реквизита, но предполагается, что его включение в чек должно быть понятным для клиента, — объяснил 72.RU эксперт.
С 1 июля этого года индивидуальные предприниматели обязаны были перейти на ККТ (контрольно-кассовую технику), она же — онлайн-касса. И если при посещении салона красоты вам не выдали чек, смело можете отстаивать свои права как потребителя, направив жалобу в профильные инстанции.
— Если вам не выдали кассовый чек или выдали платежный документ (товарный чек, приходно-кассовый ордер, накладную, слип-чек и т. д.) без содержащегося на нем QR-кода, сразу обращайтесь в любой территориальный налоговый орган. Подать жалобу можно и в электронном виде — на официальном сайте федеральной налоговой службы через специальный сервис «Обратиться в ФНС России». По каждому такому обращению проводятся контрольные мероприятия с дальнейшим привлечением при наличии оснований виновных лиц к административной ответственности, — сообщают представители ФНС России.
Если юрлицо, оказывающие услуги, не применяет онлайн-кассу, ему грозит административный штраф в размере до 30 тысяч рублей. Если же такое повторится снова, то деятельность ИП или организации приостановят на срок до 90 суток.
— Гораздо сложнее дело обстоит с оказанием услуг физическому лицу физическим лицом без регистрации предпринимательской деятельности. Например, мастер делает маникюр на дому. В этом случае сложно однозначно говорить о перспективах жалоб в контролирующие органы в связи с их загруженностью и, как правило, малыми суммами оказываемых парикмахерских услуг. Формально такие действия физлиц подпадают под незаконную предпринимательскую деятельность, и нарушителям может грозить штраф, общественные работы или арест, — уточнил юрист.
Хорошо, а как должен выглядеть чек (показываем наглядно в одной картинке)
Чеки тоже могут быть разными: на одних указаны только сумма и название банковской системы, через которую проводится операция, на других информации гораздо больше. Каким должен быть чек, который должны выдавать в салонах красоты, 72.RU помог разобраться Дмитрий Шувалов, руководитель «Контур.ОФД» (сервиса для передачи чеков в налоговую по 54-ФЗ. — Прим. ред.).
— Во время расчета продавец обязан сформировать и передать покупателю кассовый чек, так как это пункт 2 статьи 1.2 закона № 54-ФЗ, — объяснил Дмитрий Шувалов. — Чек может быть разного формата, отличаться по ширине или шрифту, но всегда должен содержать обязательные реквизиты:
наименование документа;
номер чека за смену;
дата, время и место расчета. Адрес нужно указывать вместе с индексом и уточнением. Например, парикмахерская «Прелесть»;
название компании или ФИО предпринимателя;
ИНН:
налоговый режим для этого расчета;
признак расчета: приход, расход или возврат;
названия товаров или услуг с ценой и количеством;
ставка НДС для каждой позиции;
сумма и форма расчета: наличный или безналичный, аванс или в кредит;
ФИО кассира;
регистрационный номер кассы;
номер фискального накопителя;
фискальный признак документа;
сайт налоговой (чтобы покупатель мог проверить запись этого расчета и подлинность фискального признака);
номер фискального документа;
номер смены;
QR-код для проверки чека.
— QR-код — это самый заметный элемент. По его наличию покупатель легко может понять, что перед ним кассовый чек. Если QR-кода нет, вероятнее всего, продавец выдал слип с терминала эквайринга, который не поможет при возврате товара/жалобе на услугу. Если продавец допустил ошибку в чеке или провел платеж мимо кассы, спасти ситуацию поможет чек коррекции. Важно сформировать его до того, как налоговая узнает о нарушении, чтобы избежать штрафа, — подытожил эксперт.